Музыкальные шкатулки история и описание моделей


Структура статьи:

Кто изобрёл музыкальную шкатулку?

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

« И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса…» — так прекрасно описал В. Одоевский принцип работы музыкальной шкатулки в своём «Городке в табакерке» . Музыкальные шкатулки были очень распространены в XVIII- начале XIX века: от простых музыкальных безделушек до сложных механизмов (механическое пианино, к примеру). История музыкальных шкатулок начинается в 1796 году. Именно тогда один женевский часовщик изготовил первый музыкальный механизм. Сначала такие простые механизмы встраивали во флаконы для духов и часы. Но спустя пару десятилетий была изобретена первая музыкальная «гребёнка» . Специальный привод смещает музыкальный цилиндр, сцепляя с рядами «гребёнки» другие ряды штырьков, воспроизводящих мелодию. Когда вся мелодия сыграна, цилиндр перемещается в своё первоначальное положение. Такой механизм музыкальной шкатулки может воспроизводить несколько мелодий. Время звучания может достигать минуты. Чтобы быть узнанным, музыкальный отрывок должен представлять наиболее характерную часть произведения. Какое чудо! Сделал несколько оборотов, и шкатулочка запела!

Конечно же, не маловажную роль играет «одежда» для музыкальной шкатулки. Материал корпуса должен быть тонким, обеспечивающим вибрации, и одновременно прочным, чтобы удержать вес музыкального механизма.

Этот уникальный для того времени механизм был изобретен часовым мастером Антуаном Фавром, который положил начало двухвековой истории этих удивительных инструментов. Корпуса шкатулок изготавливались из ценных пород древесины и, зачастую, представляли собой произведения искусства, которые могли украсить любую комнату. Размеры музыкальных шкатулок были различны.

P.S.Первые попытки звукозаписи с помощью механических музыкальных инструментов были предприняты в XVI — XVII вв. Известны их самые различные конструкции и формы, начиная от поющих табакерок и кончая большими часами с боем. Один из изобретателей того времени Жак Вокансон даже сконструировал музыкальную шкатулку, на крышке которой располагались движущиеся фигурки, реально игравшие на музыкальных инструментах.

ЕЩЕ ОТВЕТЫ

Музыкальная «коробка» или шкатулка представляет собой уникальный музыкальный инструмент, производящий звуки при помощи специального ряда штырьков, закрепленных в диске или цилиндре, вращающемся автоматически. Музыкальные шкатулки начали свою историю от табакерок восемнадцатого века. Такие старинные табакерки, проигрывавшие мелодии, назывались carillons à musique(в переводе «колокольный звон»).

Первую музыкальную шкатулку изобрел в 1796 году часовой мастер Антуан Фавр. В девятнадцатом веке основное производство этих удивительных шкатулок располагалось в Швейцарии, в те времена уже прославившейся своими часовщиками. Здесь же в 1815 году под руководством Сэмюэля Джунодома и Джереми Рекордонома была открыта первая фабрика по изготовлению музыкальных шкатулок. Кроме того, существовало несколько отдельных производителей, работавших в Германии и Богемии. Со временем филиалы таких фабрик были открыты и в США.

В тридцатых годах двадцатого века, пережив ощутимый кризис, грозивший полному исчезновению музыкальных шкатулок, они снова стали популярными в пятидесятых годах. Такие шкатулки могли иметь разные размеры – от карманных до громоздких, использовавшихся в качестве предметов мебели. Музыкальные шкатулки чаще всего размещались на столах или комодах.

Цилиндры таких предметов старины изготавливались из металла, а весь механизм приводился в движение при помощи пружины. Некоторые дорогостоящие модели имели сменные цилиндры, что позволяло изменить мелодию. Существовали также музыкальные шкатулки, оснащенные четырьмя пружинами, обеспечивавшими игру в течение 3 часов.

В конце восемнадцатого века работа первых шкатулок была основана на металлических дисках, однако во времена Наполеоновских войн был совершен полный переход к цилиндрам. В последние десятилетия девятнадцатого века музыкальные шкатулки поступили в серийное производство. Такая фирма как Polyphonи многие другие производители использовали вместо цилиндров металлические диски.

В конце девятнадцатого – начале двадцатого века на смену музыкальным шкатулкам пришло автоматическое пианино, издававшее более громкие, универсальные и мелодичные звуки. Кроме того, в продаже появились меньшие по размерам граммофоны, преимущество которых состояло в возможности воспроизведения голоса. Музыкальные шкатулки стали изготавливаться достаточно редко, со временем превратившись в антикварный предмет, ставший украшением домашнего интерьера и экспонатом многих коллекций.

Таится странное очарованье в их музыке. | Из истории музыкальной шкатулки

Есть вещи, которые свидетельствуют о настоящей роскоши и утонченном вкусе. Они
настолько самодостаточны, что могут быть истинным украшением любого интерьера. И
человек, входящий в дом, безусловно, обратит на них внимание – потому что не
сделать этого просто невозможно, музыкальные шкатулки почему-то вызывают стойкую
ассоциацию со старинным домом, подарком от бабушки или сказкой.

Люблю наивно с музыкой шкатулки.
Их нежных песенок хрусталь;
Как светлые осенние прогулки,
Они баюкают печаль.

В их музыке, как бисер рассыпаясь,
Звенит надломленная грусть, —
Люблю я слушать их, позабываясь,
Хотя все знаю наизусть.

Таится странное очарованье
В их музыке: все об одном
Звенит тоска, поют воспоминанья,
Переливаясь серебром.

Былых надежд и лиц мелькают тени,
Сквозь лепет зазвеневших грез.
Так сладостна их нежность повторений
И горечь закипевших слез.

Быть может, потому, что многие сказки повествуют о магических свойствах шкатулки. Это
изделие и вправду обладает каким-то уникальным духом.

«И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса…»- так прекрасно описал В.Одоевский принцип работы музыкальной шкатулки в своём «Городке в табакерке».

Музыкальные шкатулки были очень распространены в XVIII- начале XIX века: от простых
музыкальных безделушек до сложных механизмов (механическое пианино, к примеру).
Коллекция Эрмитажа насчитывает около 50 музыкальных механизмов.

История музыкальных шкатулок начинается в 1796 году. Именно тогда один часовщик из
Женевы Антуан Фавр изготовил первый музыкальный механизм. Сначала такие простые
механизмы встраивали во флаконы для духов и часы.

Но спустя пару десятилетий была изобретена первая музыкальная «гребёнка». Специальный привод смещает музыкальный цилиндр, сцепляя с рядами «гребёнки» другие ряды штырьков,
воспроизводящих мелодию.


Когда вся мелодия сыграна, цилиндр перемещается в своё первоначальное положение. Такой механизм музыкальной шкатулки может воспроизводить несколько мелодий. Время звучания может достигать минуты. Чтобы быть узнанным, музыкальный отрывок должен представлять наиболее характерную часть произведения. Какое чудо! Сделал несколько оборотов, и шкатулка
запела!

Каких только не придумывали музыкальных шкатулок:шкатулки с поющими птичками, с
танцующими фигурками, с вращающимися картинками и т.д.

Интересно, что материал, из которого будет изготовлена «одежда» для шкатулочки не так
просто подобрать. Материал корпуса обязательно должен быть тонким, обеспечивать
вибрацию и в тоже время прочным и устойчивым, чтобы удерживать шкатулку с
музыкальным механизмом.

Это были изделия из ценных пород древесины и, практически всегда представляли собой
произведения искусства.

ТОП-10 лучших музыкальных шкатулок современности: новое — это хорошо забытое старое

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Начиная с ноября месяца, все экраны страны заполняет жизнерадостный Дед Мороз с бутылкой кока-колы в руках. Из года в год реклама практически не меняется, поэтому главный герой становится почти родным, а в супермаркете рука сама тянется к шипучему напитку. Теперь он перекочевал и на крышку музыкальной шкатулки. Кока-колы такой Дед Мороз, конечно, не принесет, но музыкой порадует.

Главное – крыша над головой. Как выяснилось, эта истина актуальна не только для людей, но и музыкальных шкатулок.

Такая музыкальная шкатулка делается под заказ. Дизайнер не только выбирает понравившуюся клиенту мелодию, но и создает фигурки-портреты именинников или членов семьи заказчика.

Музыкальная шкатулка в виде медальона, стилизованная под старину. Дизайнеры утверждают, что одним таким подарком можно покорить сердце девушки.

Если капризная прелестница осталась равнодушной к поющему сердцу, можно попробовать подарить ей музыкальную шкатулку в виде карусели. Только сначала стоит поинтересоваться: а любит ли девушка музыку или все же лучший подарок для нее находится в ювелирном отделе.

До чего дошел прогресс! Производители придумали музыкальную шкатулку для Ipad. Чтобы привести ее в действие, нужно загрузить на Ipad специальное приложение, и можно наслаждаться мелодиями.

Музыкальная шкатулка, созданная специально к юбилею группы «Битлз». Впрочем, об этом весьма красноречиво говорит крышка изделия. Что касается репертуара шкатулки, то он состоит исключительно из песен легендарной группы.

Такая шкатулка наверняка понравится детям. Главных героев шкатулки дизайнеры периодически меняют. Одно остается неизменным – характер изделия.

Музыкальная шкатулка для тех, кто пишет музыку. Создавайте мелодии, фиксируйте их на специальной карте и наслаждайтесь полученным результатом.

Такую коробочку с песнями дизайнеры предлагают создать самостоятельно: раскрасить в любимый цвет, добавить всевозможные фигурки, надписи и подарить дорогому человеку. Ведь лучшие подарки, как известно, делаются своими руками. Если сделать музыкальную шкатулку самостоятельно не получается, можно подарить имениннику музыкальную шкатулку с iPod’ом внутри. Уверены, такой подарок придется по душе любому.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Музыкальные шкатулки: сувениры седой старины в современном облике

Музыкальные шкатулки – изделия, которое не утратили свою популярность в течение нескольких столетий. Сегодня, в век нанотехнологий, модели могут совершенствоваться и дополняться новыми функциями, но основной принцип работы в них остается таким же, как и почти три сотни лет назад.

История происхождения музыкальных шкатулок

А начиналось все в далеком 1796 году в Женеве. Обычный часовой мастер Антуан Фавр всего-навсего решил заменить пружины в часовом механизме специальными пластинками, обладающими свойством вибрировать. Так был изобретено новое музыкальное устройство. Его достоинством стала возможность воспроизведения любых популярных мелодий. Этот механизм поместили в коробку, что и положило начало производству музыкальных шкатулок. Сначала они были разные: маленькие и большие, похожие на табакерку и достигающие размеров суповой тарелки. Качество мелодии напрямую зависело от габаритов шкатулки. Чем больше было изделие, тем более звучной и чистой была музыка. Изобретение фонографа едва не прекратило историю музыкальных шкатулок. Однако компании Reuge (основной на тот момент фирме по производству данного изделия) удалось выжить. В конце 40-х годов прошлого столетия наблюдается новый всплеск популярности в истории этого инструмента.

Устройство музыкальной шкатулки

И много веков назад, и сегодня внутреннее содержание этого звучащего изделия практически не меняется:


  1. Главным держателем всего устройства является станина (подставка), к которой прикреплены с помощью винтов все остальные части. Сделана она из металла, что обеспечивает прочность конструкции.
  2. Музыкальные шкатулки бывают двух видов, в зависимости от этого выделяется еще две детали: рукоятка (если устройство заводится вручную) или ключ для завода.
  3. Механизм в виде пружины. Он позволяет прокручивать мелодию несколько раз.
  4. Гребенка. Металлический элемент, обладающий зубьями различной длины.
  5. Музыкальные шкатулки не могут обойтись без цилиндра. Это такая деталь, которая напоминает перфокарту и отвечает за количество мелодий, запрограммированных в музыкальном инструменте. Вместо отверстий, которые свойственны перфокарте, в данном случае используются штифты. Если музыкальные шкатулки проигрывают несколько мелодий, то и наборов штифтов должно быть несколько. У многих звучащих изделий современности количество наборов достигает 4-х. Такая вот полифония.

Процесс создания музыкальной шкатулки включает в себя множество ручных операций. Те же самые штифты, которые выполняют функцию нотного листа, невозможно сделать механически. Это изящная, буквально ювелирная работа производится вручную. Качество звука во многом зависит от состава стали, которая используется для изготовления гребенки. Только при тщательном контроле качества производства можно получить на выходе уникальное музыкальное устройство.

Преимущества музыкальных шкатулок

Обобщая все вышесказанное, хочется отметить основные достоинства этого музыкального изобретения почти трехсотлетней давности:

  1. Музыкальные шкатулки для девочек – это отличный подарок как маленькой принцессе, так и юной леди.
  2. Такое звучащее изделие можно использовать и по своему первоначальному предназначению – для хранения милых сердцу безделушек. А исполняемая мелодия будет приятным бонусом, навевающим романтическое настроение.
  3. Есть специальные шкатулки, которые проигрывают колыбельные песни. Лучший способ уложить спать вашего малыша и придумать трудно.
  4. Некоторые шкатулки продаются в форме фотокристалла, куда можно вставить ваш снимок. Таким образом, данные изделия могут включать в себя и функцию фотоальбома.
  5. Совсем недавно фирма Reuge выпустила оригинальный гаджет. Он представляет собой музыкальную шкатулку, но при этом может служить платформой для зарядки смартфонов.

Как видим, музыкальные шкатулки не только имеют многовековую историю, но и находят свое место в современном мире, оставаясь популярными и необходимыми.

Музыкальная шкатулка

Вокруг музыкальной шкатулки всегда существовал романтический ореол.
Музыкальная шкатулка – это особая вещь, от неё веет чем-то старинным, и даже немного волшебным,удивительный по изяществу и красоте механизм, благодаря которому можно наслаждаться любимыми мелодиями, и к тому же функциональный, ведь в некоторых музыкальных шкатулках так приятно хранить драгоценности и памятные вещи.

История музыкальной шкатулки

Музыкальные автоматы были известны и в эпоху раннего средневековья на арабском востоке и в Византии.
В начале 18 века, в странах западной Европы, искусство создания часовых механизмов достигает высокого уровня.
Можно сказать что музыкальная шкатулка берет свое начало от музыкальных табакерок.
Первый музыкальный механизм был сделан в Женеве часовщиком Антуаном Фавром в 1796 году, он встраивал эти механизмы в часы или флаконы из под духов. Эти музыкальные табакерки легко помещались в карман.

Там же в 1815г. открылась первая фабрика по производству музыкальных шкатулок. Позже фабрики-филиалы появились и в США. В 50-х гг. прошлого века, пережив кризис 30-х гг., грозящий их полному исчезновению, музыкальные шкатулки снова стали популярны.

В самых первых музыкальных шкатулках использовали металлический диск. Механизм с использованием валика стали делать в начале 19 века, как раз ближе к 1815 году. Но интересно, что до 80-х годов всевозможные валики и барабаны использовали активно, затем в серийных моделях стали использовали взаимозаменяемые стальные и даже картонные диски, так как их изготовление было значительно проще.

В конце 19 – начале 20 века дальнейшее развитие получили автоматы на бумажной перфоленте. Это были приставки к фортепиано, а затем и автоматические пианино и рояли, они назывались пианорепродукторами и позволяли слушать игру знаменитых пианистов, записанную на бумажной перфоленте. В тоже время появились и граммофоны, которые могли воспроизводить голос.

Выбор редакции:  Как сделать своими руками деревянную подставку для цветов

В настоящее время можно встретить шкатулки на любой вкус, некоторые из них имеют удобные отделения для хранения драгоценностей. Есть и карманные часы с музыкой, и механические птицы, издающие чудесное пение. От традиционного коричневого цвета до розового, синего, бежевого – музыкальные шкатулки стали модным предметом интерьера.

Устройство музыкальной шкатулки

Но как же устроена музыкальная шкатулка, что за механизм лежит в ее основе? Шкатулка состоит из четырех основных частей: рукоятки, цилиндра со штырьками, плоской гребенки и станины, на которую установлены все детали.Механизм классической музыкальной шкатулки бывает двух видов, ручной и заводной. Ручной механизм надо крутить самому, мелодия перестанет звучать, как только вы перестанете крутить ручку.
Заводной механизм заводится ключом и мелодия звучит пока не кончится завод у пружины.

Музыкальная шкатулка конца 19 века

A MANTEL CLOCK WITH MUSIC BOX,late Empire, France, – Koller Auctions

The Regina Music Box Co., – O’Gallerie

LARGE MUSIC BOX WITH AUTOMATON

Красивы музыкальные шкатулки из цельной древесины. Для их изготовления подходит дуб, ореховое дерево, клен. Их украшают геометрические и цветочные узоры, а для инкрустации используют перламутр и красное дерево.


BIRD CAGE AUTOMATON,circa 1900. Wood, brass, – Koller Auctions

Victorian Musical Automaton Brass Bird Cage

Exquisite and Rare Music Boxes, Singing Birds, Mechanical Birds, Faberge Imperial Musical Eggs, Antique Music Boxes

Красиво, функционально, музыкально

Музыкальная шкатулка – особенный предмет интерьера, подарок для тех, кто ценит музыку и изящество, но в то же время практичный, ведь в шкатулку можно положить письма и другие памятные вещи или аккуратно разложить по ее маленьким отделениям украшения.

Regina Music Box

Механические куклы-музыканты на музыкальной шкатулке.

Музыка, льющаяся из шкатулки, обязательно поднимет настроение и развеет грусть. И быть может, это самое главное предназначение музыкальной шкатулки, ведь ее создали, чтобы радовать слух и взор людей

Music box carousel

И даже картины- часы+музыкальная шкатулка!

Секрет «музыкальной шкатулки» или немного о цене информации…

На эту тему давно уже «сломано» несчетное количество копий», предложено достаточно большое число решений проблемы «чтобы и овцы целы, и волки сыты». Однако мало кто понимает, что данная «проблема копирайта» является не чем иным, как подмножеством вышеуказанного деления труда на «низкий» и «высокий». И что именно в этом делении и «зарыта» главная «собака» «копирайтной проблемы» — завышенная стоимость контента. Для лучшего понимания вышесказанного приведу некоторое историческое отступление…

Родоначальником «медиавоспроизводящей» техники можно назвать музыкальную шкатулку. Это устройство представляет собой небольшую коробочку с помещенным в них особым механизмом, могущим проигрывать некую мелодию. Последний, как правило, включает в себя собственно устройство генерации звука, особую конструкцию, задающее его последовательность и тональность, а так же привод (пружинный) для всего этого. (Подробности можно найти в сказке Одоевского «Городок в табакерке»). Эта система выступает в качестве дальнейшей эволюции часовых курантов – особых систем музыкального сопровождения, применяемого в часах. Однако в отличие от них, музыкальная шкатулка обладает одним важным свойством, которое можно назвать революционным в истории звуковой техники, и которое крайне важно для нас в свете поставленной задачи.

Как уже сказано выше, одной из основных частей данного механизма являлось устройство, задающее последовательность и тональность воспроизводимых звуков. Как правило, это был или особый диск, или валик, на котором в определённой последовательности располагались специальные штыри. При вращении валика или диска эти штыри проходили мимо воспроизводящего устройства и активировали те или иные звуковоспроизводящие элементы (металлические пластины, колокольчики и т.д.), что и создавало звучание. В принципе, наличие этого отдельного элемента и стало революционным – поскольку позволяло путем его смены легко менять воспроизводимую мелодию. А уже последнее привело к зарождению того, что нынче принято именовать медиаиндустрией. Впрочем, обо всем по порядку.

Прежде всего замечу, что «музыкальные шкатулки», как таковые, просуществовали до 1950 гг. Речь идет о «механического пианино» или «музыкальных автоматах», которые можно иногда увидеть в старых фильмах. В данном варианте «музыкального ящика» в роли задающего устройства использовалось уже не металлический диск или валик, а перфолента – бумажная лента с определенным образом пробитыми отверстиями. В дальнейшем эта технология получила развитие в виде т.н. MIDI-устройств. Однако, главной следует считать вовсе не эту «ветвь».

Гораздо более «удачливыми» наследниками «музыкальных шкатулок» оказались устройства, именуемые фонографами. Первые из них имело с музыкальными шкатулками много общего. По сути, их различие состояло в том, что на «программирующем элементе» теперь записывался не «дискретная программа» — цепочка указаний, когда и какой «молоточек» активировать – а непрерывная последовательность колебаний звуковоспроизводящей мембраны. Именно открытие данной возможности и стало основным вкладом в Историю знаменитого Томаса Алвы Эдисона – одного из величайших изобретателей на свете. Само изобретение Эдиссона основывалось на уже известном к этому времени знании, утверждающем, что звук – это колебания воздуха. И, следовательно, их можно регистрировать — к моменту изобретения фонографа звуковые колебания давно уже записывали на бумагу.

А если можно регистрировать, то значит, можно и воспроизводить. Тут нет смысла подробно описывать изобретение фонографа и последующие за этим события – а именно, появление звукозаписывающей индустрии и превращение ее в одну из базовых составляющих современной жизни. Все это хорошо известно. Важно другое: при всей несравнимости распространения фонографической звукозаписи (грамзаписи) и «музыкальных шкатулок», они, по сути, представляют собой одно и то же: механизм для перевода механических неоднородностей носителя в колебания звуковоспроизводящего устройства. В сущности, фонограф — или, как назывался фонограф с дисковым звуконосителем, граммофон — представляет собой не что иное, как «аналоговую» музыкальную шкатулку.
Однако, аналоговый принцип принес одну важную особенность: во-первых, спектр воспроизводимых мелодий расширился в несчетное число раз, оказавшись «отвязанным» от свойств системы воспроизведения. А во-вторых, несмотря на свою новизну, фонограф оказался гораздо дешевле. Его «мембранный узел» проще, нежели сложная система молоточков, колокольчиков, струн и т.д. пресловутых «музыкальных ящиков».

Последнее определило широкое распространение нового устройства. Кроме того, «граммофонные пластинки», которые можно было печатать из дешевого «шеллака» методом гальванопластики, были гораздо дешевле металлических дисков для «шкатулок». Последнее позволило иметь множество «пластинок» на один граммофон – что, в свою очередь, породило отдельную индустрию их производства. Так произошло разделение одного, по сути, устройства на два мало связанных технологических цикла.

С этого момента уже мало кто понимал, что граммофон и пластинка представляет собой один аппарат, что они не могут существовать по отдельности. Ситуация тут аналогична, скажем, ситуации с автомобилями и шинами: несмотря на то, что шины, как правило, производятся совершенно иными фирмами, нежели автомобили, они представляют собой его неотъемлемую часть. Без автомобиля шины бессмысленны, равно, как и автомобиль без шин. Но если для шинной промышленности ее «подчиненное» положение к автомобилестроению очевидно, то в индустрии грамзаписи ситуация оказалась иной. Дело в том, что количество «пластинок» на один граммофон намного превышает количество шин на один автомобиль – и, следовательно, стоимость этих пластинок может превышать стоимость граммофона. Эта ситуация приводит к тому, что пластинка начинает пониматься, как самостоятельная ценность: дескать, главный смысл ее состоит не в том, что является частью граммофона, потребного для воспроизведения звука, а в том, что на пластинке записана «музыка».

Именно это обретение грамзаписью самостоятельной ценности (запись перестает восприниматься, как просто последовательность колебаний, нанесенная на одну из деталей «музыкального ящика») лежит в основании одного из величайших заблуждений человечества. Потому, что именно с этого момента заррождается совершенно нелепая мысль о том, что человек, покупая пластинку, «покупает музыку». То, что данная идея лишена смысла, понятно: как можно купить нечто, что существует в виде некоторой абстракции. Ведь что такое «музыка»? Всего лишь определенная последовательность колебаний воздуха, которую вряд ли можно приобрести в собственность? И покупая пластинку, человек приобретает всего лишь диск с программой для воспроизводящего устройства, которое и будет создавать данные колебания – в каждом новом случае «проигрывания», разумеется, новые. Та «музыка», что звучала в стенах студии грамзаписи, давно уже поглотилась ее стенами и перешла в их нагрев – а то, воспроизводит мембрана, связанная с иглой, и что в итоге слышится из граммофонной трубы – это уже совершенно отдельная сущность, связанная со своим «исходником» не больше, чем отливка с моделью, которая использовалась для изготовления формы.

Данная ситуация усугубилась, когда от механической записи перешли к записи магнитной. Если в первом случае еще оставались хоть какие-то связи между записью и носителем (покупали, все же, пластинку с канавками), то с появлением возможности самостоятельно записывать фонограмму эта связь окончательно исчезла. Ведь, действительно, запись можно легко скопировать с одной ленты на другую — в этом случае кажется, что момент «производства носителя» исчезает. Тут окончательно пропадает последняя связь между каким-то материальным предметом – каким, была. например, грампластинка – и получаемым «на выходе» звуком, и у пользователя уже не остается сомнений, что он покупает и слушает только певца или музыканта, а не какое-то там устройство воспроизведения….
На самом деле, подобное является, конечно, типичным «искажением сознания»: и в этом случае, носитель – он же и источник программы для воспроизводящего устройства – никуда не девается. Он существует – это лента с определенным образом намагниченными участками. И магнитофон, как таковой, является тем же «музыкальным ящиком», которому для работы требуется пресловутое устройство с записанной программой воспроизведение. Магнитофон без ленты (или с чистой лентой) – не более, чем устройство, пригодное для переработки электрического тока в тепло. Т.е., предмет полностью бессмысленный.

Нет, конечно, можно «запрограммировать» его самому – чего-то спеть в микрофон (если последний предусмотрен). Это аналогично тому, если бы пользователь «музыкальной шкатулки» сам изготовил бы для нее задающий диск. Правда, данный процесс сильно упростился — для него уже не нужно использовать слесарные инструменты, достаточно лишь нажать на кнопку «запись» — но не более того. Кстати, в принципе, магнитную запись можно создать и без микрофона, практически «вручную» – посредством последовательного намагничивания ленты от любого источника электрических колебаний. При определенной сложности полученного сигнала можно получить нечто, похожее на музыку (некоторые аналоговые «синтезаторы» работали подобным образом).

Но на магнитной записи, как легко можно понять – эволюция «медиаиндустрии» не остановилась. Произошел еще один важный переход – от аналоговой записи к записи, которую уже можно копировать на любые носители, хоть механические, хоть магнитные, хоть любые другие. Тут «программа» — как может показаться – окончательно отрывается от «материальной основы», и начинает жить своей жизнью. Причем, если еще недавно, все же требовалось иметь какую-то «твердую копию» ее хоть на компакт-диске, хоть на дискете или даже флеш-памяти, то теперь и этого уже не надо. Любая «музыка» загружается из Интернета, причем по беспроводному каналу.

Поэтому сейчас уже мало кто сомневается в том, что как раз в «музыке» и состоит весь смысл, что как раз она и представляет собой ту самую сущность, которую приобретает слушатель. Но на самом деле, все обстоит совершенно противоположным образом. Вместе с исчезновением сменных носителей завершился длительный период времени, начавшийся с момента появления «музыкальных шкатулок» и продолжался через эпоху «фонографов», магнитофонов и компакт-дисков. Теперь же, как и в старинных курантах, носитель «программы воспроизведения» встроен в устройство – это его собственная память. Просто в тот момент, когда «музыка» «заливается» в плеер, происходит ни что иное, как его «переделка» — те или иные ячейки памяти «заряжаются» соответственным образом. Если сравнивать с музыкальной шкатулкой, то данный процесс можно представить в виде перестановки пресловутых штырьков на задающем диске или в виде перестановки колес и кулачков в часовых курантах.


Таким образом, можно сказать, что купленный и извлеченный из коробки «плеер» представляет собой ни что иное, как неработоспособное устройство, которому требуется еще некоторая доработка. Ну, представьте, что вы купили, скажем, холодильник. Приходите домой, открываете коробку и находите в ней, соответственно, сам прибор – но не весь, а только частично собранный. И аккуратную россыпь недостающих деталей, которые надо установить, чтобы получить работающее устройство. Да еще в нескольких вариантах – в соответствии с предложенными схемами. И представьте свою реакцию на это! Причем, тут не поможет даже уверение в том, что на 99% этот прибор готов – потому, что до тех пор, пока не завинчен последний винт, устройство является непригодным для пользования.

Но именно подобное положение и господствует на рынке всевозможных медиавоспроизводящих приборов. Покупая тот или иной аппарат, покупатель приобретает, по сути, полуфабрикат, устройство, не имеющее потребительской ценности. Ну, разве что старые модели можно использовать в качестве предмета домашней обстановки. Но в ином случае, то тех пор, пока в устройство не будет добавлен носитель информации или его внутренняя память не будет запрограммирована неким образом – данный прибор имеет ценность не большую, нежели простая куча радиодеталей.

Получается, что вместо некоей идеальной, не связанной с материальными носителями, музыки (фонограммы в случае звуковоспроизведения), мы имеем дело со вполне материальным явлением, связанным со специфическим изменением самого устройства звуковоспроизведения. В случае с «музыкальным ящиком» мы можем своими глазами увидеть эту самую «фонограмму» в виде расположенных на диске или валике штырьков, в случае с граммофонной пластинкой можно воспользоваться лупой и разглядеть соответствующий рельеф канавок. Ну, а изменения на магнитной ленте магнитофона или во флеш-памяти современного плеера никак не видны – но это не означает, что их нет. И, следовательно, акт записи «музыки» во всех этих случаях на деле означает не что иное, как крайне специфический, но процесс изготовления задающего элемента данного устройства.

Впрочем, следует сказать, что исключительно «музыкальной индустрией» подобная ситуация не ограничивается. На самом деле давно уже можно записывать не только звук, но и свет. Более того – история «светозаписи» гораздо старше, нежели история звукозаписи – к ней можно отнести еще первые попытки фиксации изображений на фотопластинку (дарреготипы). Особой разницы со звукозаписью тут нет – если смыслом первой является создание неких изменений носителя, пропорциональных звуковым колебаниям, то в «светописи» речь идет о таких же изменениях, но пропорциональных световой картине (колебаниям электромагнитным). Забавно, что и то, и другое можно осуществлять практически на тех же носителях: так, звук прекрасно «пишется» на кинопленку, в видео можно сохранять в виде механических дорожек на пластинках (были подобные эксперименты). С «электрической» точки зрения тут нет никакой разницы – ну, колебания, и колебания. Только частота повыше. В современной же, цифровой аппаратуре эта разница еще меньше – и видео, и
аудиопрограмма обрабатывается одним и тем же «железом», разница только в том, какой декодер для этого используется.

Выбор редакции:  Как построить курятник на 10 кур

В общем, можно сказать одно – в любом случае мы имеем дело исключительно с «материальным» процессом, приводящим к тому или иному материальному изменению некоей сущности. Т.е., с производством в своем «классическом понимании». Не с «производством» чего-то нематериального, чуть ли не «духовного» — некоей «новой материи» (как в обыденном сознании воспринимается сейчас информация). А с вполне традиционным приданием нужных свойств материи обычной. В сущности, изготовление «матриц» для грампластинок ничем не отличается от изготовления моделей для литейного производства, а «заливка» медиапрограммы в плеер, как это было сказано выше, эквивалентна физическому соединению (распайке) радиодеталей.

И, следовательно, конечный потребитель медиапродукции приобретает не «информацию», как таковую, не абстрактную музыку или фильм, а вполне конкретное устройство, мало отличающееся по своей сути от пылесоса или холодильника. Это ставит вопрос о сущности не только «продажи», но и распространения информации, как таковой. Действительно, когда мы «скачиваем» что-то из всемирной сети, то это означает только то, что в том устройстве, в которое мы это «скачали» производятся некие изменения. Впрочем – это понятно: сама по себе информация и представляет собой «меру» тех изменений, которые претерпевает какая-либо система. В этом смысле работу токаря, вытачивающего заготовку, можно с полным правом назвать «информационной технологией» — он ведь изменяет информацию (размер). Впрочем, этой теме и посвящено все вышесказанное.

А если так – то следует сделать закономерный вывод: никакой продажи или распространения информации не существует. Вернее, это – удобная абстракция, позволяющая прекрасно работать в ряде случаев, но не более. Более того – мы любой акт обмена можем свести к обмену информацией. Покупка холодильника представляет собой акт информационного обмена, поскольку мы получаем не просто гору железа и пластмассы, а сознательно упорядоченное соединение разного рода сознательно оформленных частей. И напротив, «скачивая» фильм с Интернета, мы можем утверждать, что приобрели не информацию, а всего-лишь электрический ток, определенным образом включающийся-выключающийся (модулированный).

Получается, что вопрос лишь в том, какой «системой отсчета» нам удобнее пользоваться. В случае с холодильником нам удобнее принять то, что «приобрели вещь». В случае с фильмом или «музыкой» — что «приобрели информацию», хотя смысл абсолютно одинаков. И в том, и в другом случае мы имеем дело с неким изменением окружающей реальности под воздействием человеческого сознания – т.е., с результатом трудовой деятельности. И фильм, и холодильник, и даже те продукты, что в нем (холодильнике) находятся (за малым исключением)– всего этого никогда не появилось бы в природе, если бы не человек. Именно поэтому можно сказать, что в процессе приобретения той или иной сущности человек получает ни что иное, как труд других людей.

Именно поэтому вся система обмена (подмножеством которой является торговля) представляет собой, прежде всего, систему трудовой кооперации. Впрочем, это было известно довольно давно – первую «работоспособную» «трудовую теорию стоимости» предложил еще Адам Смит, а Карл Маркс довел ее до своего логического завершения. Следовательно, подробно разбирать ее тут нет смысла. Гораздо интереснее в данном случае рассмотреть интересующий нас случай «информационной собственности» с трудовой точки зрения.
Прежде всего, поскольку, как сказано выше, продажа «информационной продукции» представляет собой «работу по изменению состояния информационного носителя», то и затраты труда в данном процессе определяются именно эти изменением. Т.е., в общем случае нам требуется создание некоей упорядоченности, которая затем будет тем или иным образом «воспроизведена» — в виде звуковых или световых колебаний. И больше ничего. Однако понятно, что сама собой эта «электрическая упорядоченность» превратиться в свет и звук не может – тут необходимо устройство, которое позволит это сделать. Вернее, как можно понять из сказанного выше, эта упорядоченность так изменит конструкцию устройства, что оно сможет произвести данное действие.

Следовательно, загрузка «информации» есть не что иное, как «финальный», завершающий «аккорд» производства аппаратуры для своего воспроизведения. И продается тут не информация, как таковая, а именно этот последний акт, который приведет нашу «коробку с деталями» к требуемой пользователю форме (т.е. к возможности показывать те картинки и воспроизводить те звуки, которые ему надо). То, что он (пользователь) платит за «информацию» отдельно, особой роли не играет – просто так сложилось исторически. Однако это позволяет производителям вначале продавать «голый» ящик (с какими-то «демо-роликами»), а затем уже взимать с пользователя деньги за «контент». Причем, как можно понять,, очень скоро цена этого «контента» начинает превосходить цену проигрывателя (так было еще в эпоху граммофонов) – но пользователь, как правило, об этом не задумывается.

Вот тут то и «зарыта» пресловутая «собака», тот самый корень проблемы, к которому сводится и информационная собственность, и пресловутый копирайт. На самом деле, «разрыв» единого производственного процесса на «железную» и «информационную» составляющую позволяет осуществлять гораздо более «эффективное» взимание оплаты с потребителя. Во-первых, это позволяет «растягивать» процесс во времени, делая «единомоментные выплаты» необременительными (несмотря на то, что суммарно они могут составлять серьезную сумму). А во-вторых, это позволяет осуществлять особое перераспределение доходов в пользу держателей этого «информационного контента» (несмотря на то, что реальные затраты как раз на эту область производства могут быть намного меньше). Наконец, это удобный инструмент, позволяющий осуществить выгодное географическое разделение производственного процесса, когда все сливки «снимаются» в стране-хозяине (США), а производителям аппаратуры (выпускаемой в Третьем мире) достаются лишь крохи.

Именно благодаря этому медиамагнаты могут позволить себе выплачивать значительные суммы «авторам контента» (актерам, режиссерам, певцам и т.д.), а так же перекупать любого автора, контент которого представляет реальную ценность. Можно сказать, что «авторы» выступают в роли своеобразной «рабочей аристократии»: т.е., оплата из труда превосходит те затраты, которые они произвели во время процесса производства продукции. Разумеется, легко понять, что эта разница берется из прибавочной стоимости, произведенной другими участниками производственного процесса. Причем, в качестве последнего следует понимать не только процесс изготовления носителей информации (компакт-дисков, пластинок или цифровых записей), но и процесс изготовления аппаратуры для воспроизведения с этого носителя. Т.е., в случае с той же «музыкой» или фильмами можно предположить, что высокие гонорары исполнителей оплачиваются за счет низкой оплаты труда рабочих, собирающих медиаплееры на китайских заводах.

То же самое можно сказать и про остальные формы медиа и вообще, информационного контента (вплоть до оплаты топ-блоггеров). По-
сути, исторически сложившийся отрыв «информации» от устройств для ее получения формирует особое понимание ее самоценности и даже сверхценности. Что, в свою очередь, приводит к значительному завышению оплаты работников «информационной сферы». Впрочем, только этим проблемы не исчерпываются. Вышеупомянутый дисбаланс в оплате труда приводит, например, к «странной» ситуации с автоматизацией производства, когда «низкие» трудовые процессы не автоматизируются (несмотря на имеющиеся возможности). Так, автоматизация сборки радиоаппаратуры, возможная еще в 1980 годы (и даже реально применяемая в той же Японии) в настоящее время находится на низком уровне. То же самое можно сказать и про другие, зачатую более тяжелые и опасные этапы производственного процесса.

В то же время автоматизация создания «информационной составляющей» продвинулась намного сильнее. Можно вспомнить, сколько компьютерных спецэффектов применяется сейчас при съемках фильмов. Вернее даже будет сказать, что современный кинематограф состоит исключительно из последних, с редкими «вкраплениями» актерской игры – что, разумеется, абсолютно закономерно. Если «создатели кино» забирают 90% доходов, то средства будут потрачены именно на автоматизацию их работы, и чем дальше, тем сильнее будет «компьютеризироваться» эта деятельность. А точить заготовки и класть кирпич по прежнему будут вручную.

В общем, получается, что исторически сложившееся различие между «носителем информации» и устройством для ее воспроизведения, в конечном итоге привело к выделению ее в самостоятельную категорию. А уже последнее стало основой для формирования особой системы продаж медиаконтента, позволяющего эффективно перераспределять доходы в пользу крупного капитала. Но при этом следует понимать, что «бенефициарами» ее выступают не только крупные «контентовладельцы», но и бесчисленное количество участников процесса, который принято называть «производство информации». Сюда можно отнести и работников кинемотографической отрасли, и работников музыкальной индустрии, профессиональных писателей и даже топ-блоггеров. На самом деле, их объединяет одно – капитал позволяет им получать избыточные доходы за счет других работников. На самом деле, это не новое явление, называемое «рабочая аристократия», и нет ничего удивительного в том, что она является сторонником сложившегося положения вещей.

Новым тут можно назвать только то, что данная категория граждан выступает в качестве группы, задающей мышление для остальных. А следовательно – эти люди неизбежно используют свое положение для поддержания мифа о превосходстве своего вида «труда», а главное – о самоценности. И ничего сделать с этим нельзя – поскольку получить подобный «охват мозгов» можно, только войдя в эту группу. А следовательно – борьба с «копирайтом» — дело бессмысленное. За одним исключением…

Уничтожив капитал и порождаемое им (а вернее, всеми эксплуататорскими формациями) отчуждение труда, можно вернуть творчеству его истинный смысл. А следовательно – сделать «производство контента» тем, чем оно является – «законной» и почетной операцией в общем трудовом процессе…

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ (441)
  • Брюлловы (24)
  • Аргунов (5)

  • Боровиковский (4)
  • Гау (4)
  • Маковские (266)
  • Серебрякова Зинаида (12)
  • Харламов Алексей (65)
  • КАЛЕНДАРИ (222)
  • китайский календарь (50)
  • лунный (31)
  • народный (137)
  • ArtГороскоп (19)
  • China (706)
  • китайский кабинет (26)
  • персоналии (12)
  • народности Китая (3)
  • путешествие в Китай (356)
  • ChinaArt (2211)
  • шинуазри (23)
  • архитектурное. (3)
  • вышивка (31)
  • декоративно-прикладное (316)
  • женскообразное (567)
  • лотосы (45)
  • пейзаж (264)

  • птицы (198)
  • разное (345)
  • танцы (8)
  • цветы (263)
  • Japan (567)
  • JapanArt (926)
  • PinAp (32)
  • БАЛЕТ (947)
  • ВсякоРазно (394)
  • пишите письма! (131)
  • читающие. (3)
  • ГЛАМУР (60)
  • ГРАФИКА (217)
  • ДАМСКИЕ ШТУЧКИ (2170)
  • ароматы (202)
  • веер (172)
  • журнал мод (718)
  • зонтик (66)
  • макияж. (27)
  • нежные ручки, перчатки (93)
  • нижнее бельё (77)
  • порт-букет (10)
  • сари (49)
  • чулочки, туфельки (88)

  • шатлен (8)
  • швейные принадлежности (13)
  • шляпки (399)
  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ (1237)
  • батик (58)
  • витражи (39)
  • фарфор (573)
  • Детское (812)
  • ДИНАСТИИ (519)
  • Бенкендорф (14)
  • Барятинские (8)
  • Волконские (15)
  • Воронцовы (10)
  • Гагарины (17)
  • Голицыны (41)
  • Демидовы (10)
  • Нарышкины (26)
  • Оболенские (15)
  • Орловы (27)
  • Пушкины (66)
  • Строгановы (18)
  • Толстые (11)
  • Трубецкие (48)

  • Чернышёвы (18)
  • Шереметевы (22)
  • Шуваловы (25)
  • Юсуповы (91)
  • ЖенскоОбразное (5521)
  • Lucia Sarto (9)
  • Laszlo Philip (2)
  • ориентализм (321)
  • Другие (2951)
  • ЖЗЛ (4535)
  • Венценосцы (1391)
  • след в истории (19)
  • Декабристы (44)
  • избранницы. (349)
  • история любви (35)
  • Романовы (1332)
  • фавориты и фаворитки (31)
  • ЖИВОПИСЬ (2946)
  • жанровое (306)
  • другое (255)
  • мужской портрет (94)
  • интерьерное (65)
  • натюрморт (68)

  • пейзаж (228)
  • Замки, дворцы (942)
  • ИМПРЕССИОНИСТСКОЕ (2148)
  • Cassatt Mary (68)
  • Frieseke Frederick Carl (76)
  • Hassam Frederick Childe (72)
  • американцы (204)
  • Ван Гог (136)
  • Дега (74)
  • другие (335)
  • Мане (64)
  • Моне (157)
  • Моризо Берта (64)
  • Ренуар (300)
  • русские (139)
  • французы (496)
  • Интересные истории (392)
  • история вещей (99)
  • грехи и добродетели (41)
  • история одной картины (128)
  • история слов (4)
  • символы (18)
  • этикет (41)
  • ИСКУССТВО (456)
  • скульптура (3)
  • Бакст Леон (Лев) (2)
  • Бём Елизавета (10)
  • Гауди (17)
  • направления в искусстве (61)
  • Эрте Роман (46)
  • КарнавальноБальноМасочное (375)
  • Карты (467)
  • КОРЕЯ (118)
  • Куклы (260)
  • Купание (24)
  • МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА (1157)
  • МУЗЫКА (670)
  • Павлин (81)
  • Прерафаэлиты (230)
  • проГородское (3691)
  • Венецианское (849)
  • двери-окна (9)
  • Москва (57)
  • Ночные города (163)
  • Парижанка! (592)
  • Прогулки по Петербургу (463)
  • Фонари (34)
  • Садово-парковое (308)
  • Сказочники (891)
  • Соборы, храмы (425)
  • Стихи (353)
  • фэнтези (200)
  • Художественная энциклопедия (1927)
  • Barney Alice Pike (8)
  • Beraud Jean (40)
  • Blaas (110)
  • Boldini Giovanni (105)
  • Chaplin Charles (46)
  • Corcos Vittorio Matteo (66)
  • Delpfin Enjolras (116)
  • Godward John William (23)
  • Harrison Fisher (66)
  • Helleu Paul Cesar (45)
  • Hutt Henry (19)
  • Icart Louis (158)
  • Jean-Gabriel Domerque (64)
  • Leon Comerre (5)
  • Mucha Alphonse (69)
  • Sheldon Charles Gates (2)
  • Stevens Alfred (71)
  • Strevens Fredtrick (14)
  • Tissot James (108)
  • Vernon Emile (79)
  • William Bouguereau (51)
  • Winterhalter Franz Xaver (97)
  • Zatzka Hans (172)
  • Альма-Тадема (71)
  • Ван Дейк (19)
  • Виже-Лебрен (57)
  • Гейнсборо Томас (43)
  • Гиббсон Чарльз (2)
  • Линч Альберт (46)
  • Рембрандт (29)
  • Тициан (7)
  • Чюрлёнис (7)
  • ЦВЕТЫ (2988)
  • бабочки (257)
  • божья коровка (31)
  • букеты (110)
  • ирисы (68)
  • ландыши (6)
  • лотосы (66)
  • маки (178)
  • сирень (25)
  • фиалки (22)
  • ЮВЕЛИРКА (1018)
  • исторические украшения (64)
  • ювелиры (54)
  • броши (9)
  • серьги (15)
  • шкатулки для драгоценностей (109)

Музыка

Я — фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Из истории вещей:музыкальная шкатулка

Вторник, 21 Июня 2020 г. 03:42 + в цитатник

Из истории вещей:музыкальная шкатулка

Попытки создания аппаратов, воспроизводящих звуки, предпринимались на протяжении многих столетий. Еще в Древней Греции в 4-2 веках до н. э. были в моде театры самодвижущихся фигурок — андроидов. Движения некоторых из них сопровождались механически извлекаемыми звуками, складывающимися в мелодии.

В дальнейшем театр андроидов потерял свою привлекательность, а вот стремление воспроизвести в нужный момент ту или иную мелодию привело к созданию разнообразных механических музыкальных инструментов: шарманок, музыкальных шкатулок, ящиков, табакерок. Этому в немалой степени способствовало развитие часового дела в эпоху Возрождения, что было связано с открытием свойств маятника.

Музыкальная шарманка работает следующим образом. Звуки создаются при помощи стальных тонких пластинок различной длины и толщины, размещенных в акустическом ящике в последовательности гармонического звукоряда.

Для извлечения из них звука служит специальный барабан с выступающими штифтами, расположение которых по поверхности барабана соответствует задуманной мелодии. При равномерном вращении барабана штифты задевают пластинки в заданной последовательности. Заранее переставляя штифты на другие места, можно менять мелодии.

Выбор редакции:  Двери Velldoris преимущества и недостатки

Музыкальная шкатулка Диего Эванс, Лондон. Теперь в музей де ла Музика де Барселона

Карманные часы с музыкальным движениям

Музыкальная шкатулка с танцами балерина

В музыкальных шкатулках реализован другой принцип. Здесь для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определенных местах канавки делаются точечные углубления — ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесенных точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издает звук.

Музыкальные механические инструменты всего лишь автоматы, воспроизводящие искусственно созданные звуки. Задача же сохранения на длительное время звуков живой жизни была решена лишь в конце 19 века. Поскольку в это время в центре внимания находились проволочный телеграф и фотография Даггера, свои первые шаги запись и воспроизведение звука сделали от этих двух изобретений.

30 апреля 1877 г. любитель-естествоиспытатель Шарль Кро послал во Французскую Академию наук документы на изобретение под названием «фонограф». Он рассчитывал после признания своих идей получить средства на продолжение исследовательских работ. Суть изобретения заключалась в том, что на покрытую сажей поверхность вращающегося стеклянного диска игла, прикрепленная к мембране, может записывать звуковые колебания.

С этого диска оптическим путем на светочувствительной хромовой пластинке можно получить несколько копий. Вращая металлическую пластинку и прослеживая изображение звука иглой, соединенной с мембраной, можно вновь получить звук.

Заявка Кро пролежала нераскрытой до конца года, а в середине декабря газеты принесли известие, что американский изобретатель Эдисон продемонстрировал аппарат, пригодный для записи и воспроизведения звука. Только тогда заявка Кро наконец была рассмотрена, идеи были признаны правильными, но в средствах ему отказали

Музыкальные шкатулки были очень распространены в XVIII- начале XIX века: от простых музыкальных безделушек до сложных механизмов (механическое пианино, к примеру). Коллекция Эрмитажа насчитывает около 50 музыкальных механизмов.

История музыкальных шкатулок начинается в 1796 году. Именно тогда один женевский часовщик изготовил первый музыкальный механизм. Сначала такие простые механизмы встраивали во флаконы для духов и часы. Но спустя пару десятилетий была изобретена первая музыкальная «гребёнка».

Специальный привод смещает музыкальный цилиндр, сцепляя с рядами «гребёнки» другие ряды штырьков, воспроизводящих мелодию. Когда вся мелодия сыграна, цилиндр перемещается в своё первоначальное положение. Такой механизм музыкальной шкатулки может воспроизводить несколько мелодий.

Музыкальная шкатулка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16» г. Пермь

Урок по литературному чтению

Тема «Музыкальная шкатулка»

учитель начальных классов

Едигарева Елена Николаевна

Аннотация к уроку

УМК: Матвеева Е.И. Литературное чтение (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).

Тип урока – решение практических задач.

Урок построен на основе содержания сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Это произведение изучается в Разделе «Когда сбываются мечты…» ( Матвеева Е.И. Литературное чтение – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2014 г.).

Представленный вам урок является четвертым по счету при работе с художественно – познавательной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

На первом уроке ребята познакомились с текстом сказки, на втором и третьем была проведена работу по раскрытию авторской идеи. На данном уроке ребятам предлагается сконструировать свою музыкальную шкатулку, опираясь на описание в сказке «Городок в табакерке». Для работы над своим проектом ученики использовали конструктор LEGO WEDO 2.0.

Время выполнения задания по конструированию модели музыкальной шкатулки на уроке 25 -30 минут, поэтому длительность урока превышает 40 минут (можно интегрировать урок литературного чтения и технологии, используя время данных уроков).

Урок по литературному чтению

Тема «Музыкальная шкатулка»

Тема урока : «Устройство механических музыкальных шкатулок. Моделирование музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0».

Цель: создание условий для изучения устройства механизма музыкальной шкатулки и конструирование моделей музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0

смоделировать ситуацию для изучения устройства механизма музыкальной шкатулки;

создать модели музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0

осуществить работу с разными источниками информации (текст, фотоизображения, схемы сборки моделей);

организовать деятельность учащихся в группах для эффективного принятия совместных решений.

Знание устройства механической модели музыкальной шкатулки.

Умение читать схему сборки модели и преобразовывать её в рамках своего проекта.

Создание моделей музыкальных шкатулок с помощью конструктора LEGO WEDO 2.0

Составление текста выступления по результатам работы группы.

Содержание этапов УРОКА

1. Введение в тему

-Как называется раздел, произведения из которого мы читали?

(Д. «Когда сбываются мечты… »)

— Когда сбываются мечты?

(Д. В детстве, в юности, во взрослой жизни. В детстве чаще .)

— Какие мечты героев литературных произведений вам показались наиболее необычными?

(Д. Мечта Петьки из рассказа В.Ивановой «Трудный случай» — прокатиться на машине скорой помощи, мечта Васеньки Горбачева из рассказа С.Черного «Невероятная история» — научить зайца таблице умножения, мечта Миши из сказки В.Одоевского «Городок в табакерке» — узнать, откуда берется музыка в табакерке .)

2. Актуализация знаний

Дано изображение – портрет мальчика

(Д. Заинтересованный, любознательный, хочет что – открыть, создать …)

— Кто из героев произведений, которые мы прочитали, на него похож?

(Д. Петька – он смелый, находчивый.

Миша – он любознательный, заинтересованный.)

— Переоденем нашего героя в соответствии с тем временем, когда он жил.

-А теперь, кто он?

Миша из сказки В.Одоевского «Городок в табакерке »

3. Проблема и целеполагание

— Какая мечта была у Миши?

(Д. – Только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается…)

— Куда хотел попасть наш герой?

-В музыкальную шкатулку .)

— Так в табакерку или музыкальную шкатулку?

(Д. В музыкальную шкатулку ).

— История музыкальных шкатулок начинается в 1796 году. Именно тогда один часовщик из Женевы Антуан Фавр изготовил первый музыкальный механизм. Сначала такие простые механизмы встраивали во флаконы для духов и часы. Каких только не придумывали музыкальных шкатулок: Шкатулки с поющими птичками, с танцующими фигурками, с вращающимися картинками.

Музыкальные шкатулки мастерили из слоновой кости, ценных пород дерева, изысканно расписывали, украшали драгоценными камнями. По размерам они были разные, большие до размера шляпы и маленькие похожие на табакерки. Поэтому и звучание было разное. Чем шкатулка была больше, тем громче и приятнее лилась мелодия.

Музыкальные шкатулки были очень распространены в XVIII- начале XIX века: от простых музыкальных безделушек до сложных механизмов (механическое пианино, к примеру).
Коллекция Эрмитажа насчитывает около 50 музыкальных механизмов.

Как вы думаете, почему В.Ф. Одоевский придумал именно такой сюжет для этой сказки?

(Д. Он сам любил мастерить разные механические музыкальные инструменты ).

— Хотели бы вы попасть в мир механических музыкальных предметов?

— А как это можно сделать?

— Какова цель нашей работы?

Цель : узнать устройство музыкальной шкатулки и сконструировать свою музыкальную шкатулку .

4. Решение практической задачи

-Как же была устроена музыкальная шкатулка? Найдите информацию в тексте.

(Д. И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса…

-Зиц, зиц, зиц, — отвечала царевна – пружинка. – Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!»)

Механизм шкатулки выглядел как «гребёнка». Специальный привод смещал музыкальный цилиндр, сцепляя с рядами «гребёнки» другие ряды штырьков, воспроизводящих мелодию. Когда вся мелодия сыграна, цилиндр перемещался в своё первоначальное положение. Такой механизм музыкальной шкатулки может воспроизводить несколько мелодий. Время звучания может достигать минуты. Какое чудо! Сделал несколько оборотов, и шкатулка запела!

Создание модели шкатулки.

Выбор движения из библиотеки проектирования WEDO 2.0, которое будет лежать в основе модели.

Сборка модели шкатулки.

Программирование звучащей модели.

Представление результатов работы группы.

Работа с библиотекой проектирования:

Когда появились первые музыкальные шкатулки?

Со временем центр производства музыкальных шкатулок переместился в местечко Сэнт-Круа, расположенном в горном районе на границе с Францией. Появление фонографа, Первая Мировая война и кризис 1929 году нанесли тяжелый удар производству музыкальных шкатулок — они практически исчезли. Однако в 50-х годах музыкальные шкатулки «возродились» и, более того, спрос на них стал расти. На сегодняшний день компания Reuge Music является самым известным не только в Швейцарии, но и в мире, производителем музыкальных шкатулок (ряд моделей имеют специальные отделения для хранения драгоценностей) , механических поющих птиц и карманных часов с музыкой. Поддерживая традиции красоты, мастерства, высочайшего качества, компания изготавливает неповторимые шкатулки самого различного дизайна: от классических 19 века до самых современных по форме и декору, и цвета: розового, бежевого, красного, коричневого, голубого, синего и черного.

Музыкальные шкатулки — это сложный музыкальный инструмент, многие детали изготавливаются вручную, например, калки цилиндра, которые являются своеобразным нотным листом. Качество звука зависит от химического состава специальной стали, используемой для изготовления «гребешка» , который «играет» на калках цилиндра. Очень важное значение имеет качество механизма, приводящего в движение цилиндр. Изготовление даже самой простой музыкальной шкатулки требует несколько сот операций, осуществляемых вручную, и тщательного контроля за качеством.

Компания выпускает шкатулки, воспроизводящие простые мелодии (18 нотных «движений» ) и сложные, большие музыкальные произведения (от 72 до 144 нотных движений) с одной или несколькими мелодиями. Чем больше диаметр цилиндра, тем длиннее и сложнее музыкальное произведение. Чем больше «зубчиков» на «гребешке» , тем более артистично и богаче воспроизведение мелодии. Цилиндр, с помощью которого можно воспроизвести мелодию из 72 нот, имеет более тысячи калков или стальных «гвоздиков» , а зубчики снабжены демпферами, благодаря которым мелодия становится ярче и богаче в музыкальном плане. Механизм приводится в движение специальной стальной пружиной. Чем больше пружина, тем дольше играет шкатулка.

Приветик, у Влада очень хороший ответ, я лишь могу добавить следующее —

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] игрушка, пришедшая на смену музыкальной табакерке 18 в. , механический музыкальный инструмент в форме небольшого ящика. Заводной механизм вращает валик с шипами (штифтами) , которые задевают за тонкие металлические пластинки.

Механизм музыкальной шкатулки

Вокруг музыкальной шкатулки всегда существовал романтический ореол.
Музыкальная шкатулка — это особая вещь, от неё веет чем-то старинным, и даже немного волшебным. Она является и музыкальным инструментом и красивым предметом интерьера.
Изготовление музыкальной шкатулки трудоемкий процесс, требующий от её создателя знаний в нескольких областях, утонченного вкуса и музыкального слуха. Для её изготовления требуется произвести около сотни операций вручную.

Устройство музыкальной шкатулки

Музыкальная шкатулка — это своеобразный автоматический музыкальный инструмент, производящий звуки при помощи калков, закрепленных во вращающемся валике или диске, которые цепляют зубья гребенки и играет мелодия. У некоторых более сложных шкатулок есть крошечный барабан и маленькие колокольчики в дополнение к металлической гребенке.

Механизм музыкальной шкатулки состоит из 5 деталей:

  1. Станина или подставка. Она является основанием, на которой закреплены остальные части. Подставку делают из металла.
  2. Заводной ключ или рукоятка для того, чтобы завести механизм.
  3. Пружинный механизм (их может быть несколько, или пружина может быть больше, для того чтобы продлить время звучания мелодии) позволяет проигрывать музыкальное произведение от одной минуты до нескольких часов.
  4. Гребенка — плоская металлическая часть со множеством настроенных зубьев различной длины. Чем зубец короче, тем звук выше, а чем зубец длиннее, тем звук ниже.
  5. Цилиндр — вращающаяся часть механизма с штырьками или калками (выполняют функцию нотного листа), которые цепляют за зубья гребенки, и получается мелодия. Чем диаметр цилиндра больше, тем длиннее и сложнее мелодия.

Бывают цилиндры с несколькими мелодиями. Для этого используют больше чем один набор штифтов на этом же цилиндре. Штифты для второго и последующего музыкальных произведений находятся немного смещено по отношению к предыдущему. С помощью специального привода цилиндр перемещается относительно гребенки, устанавливается соединение различного набора штифтов с зубцами гребенки. Также существовали модели со сменными цилиндрами и дисками.

На качество звука безусловно влияют и материалы из которых сделана музыкальная шкатулка.
Очень важна сталь из которой делают гребенку.
Материал корпуса тоже важная часть музыкальной шкатулки, он должен отвечать следующим требованиям: быть тонким, обеспечивать вибрацию и в тоже самое время быть прочным и устойчивым, для того чтобы удерживать шкатулку с музыкальным механизмом внутри неё.
Часто в шкатулках делали композиции из движущихся фигурок.

Механизм классической музыкальной шкатулки бывает двух видов, ручной и заводной.
Ручной механизм надо крутить самому, мелодия перестанет звучать, как только вы перестанете крутить ручку.
Заводной механизм заводится ключом и мелодия звучит пока не кончится завод у пружины.

Видео «Как изготавливается музыкальная шкатулка и принцип работы»

Немного из истории

Музыкальные автоматы были известны и в эпоху раннего средневековья на арабском востоке и в Византии.
В начале 18 века, в странах западной Европы, искусство создания часовых механизмов достигает высокого уровня.
Можно сказать что музыкальная шкатулка берет свое начало от музыкальных табакерок.
Первый музыкальный механизм был сделан в Женеве часовщиком Антуаном Фавром в 1796 году, он встраивал эти механизмы в часы или флаконы из под духов. Эти музыкальные табакерки легко помещались в карман.

Уже менее чем через 20 лет, в 1815 году, в Швейцарии открылся первый завод по производству музыкальных шкатулок. Они могли быть как крошечными, так и размером с сервант. Размер, конечно, влиял и на звук, чем больше была шкатулка тем громче и приятнее он был.

В самых первых музыкальных шкатулках использовали металлический диск. Механизм с использованием валика стали делать в начале 19 века, как раз ближе к 1815 году. Но интересно, что до 80-х годов всевозможные валики и барабаны использовали активно, затем в серийных моделях стали использовали взаимозаменяемые стальные и даже картонные диски, так как их изготовление было значительно проще.

В конце 19 — начале 20 века дальнейшее развитие получили автоматы на бумажной перфоленте. Это были приставки к фортепиано, а затем и автоматические пианино и рояли, они назывались пианорепродукторами и позволяли слушать игру знаменитых пианистов, записанную на бумажной перфоленте. В тоже время появились и граммофоны, которые могли воспроизводить голос.

Старинные музыкальные механизмы работают спустя и сотню лет и могут радовать своих хозяев чудесными мелодиями, изысканным внешним видом и наверняка доброй памятью.

Добавить комментарий