Метод гирлянд ассоциаций, случайностей и метафор

Рейтинг надежности брокеров бинарных опционов в 2020 году:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Самый прибыльный, честный и надежный брокер бинарных опционов!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту!
    Заберите свой денежный бонус за регистрацию:

Как добиться успеха в жизни и бизнесе?

Давайте поговорим о том, как добиться успеха в жизни, бизнесе или любой другой сфере человеческой жизнедеятельности. Я специально обобщил все эти понятия, поскольку особой разницы тут нет. Думая о том, как достичь успеха в любом деле, можно опираться на одинаковые принципы и правила, следование и развитие в себе которых станет хорошей отправной точкой на пути к успеху. Однажды я писал, кто такой успешный человек в моем понимании, а сегодня разговор пойдет о том, как прийти к такому состоянию: как стать успешным.

Личностные качества — составляющие успеха

Добиться успеха, на мой взгляд, можно только при комплексном подходе. Успех — это нечто такое, к чему нельзя прийти, сделав только то-то и то-то. Успех — это глобальное, масштабное явление, которое зависит от множества факторов. Я постарался собрать все ключевые составляющие успеха и оказалось, что даже если попытаться максимально сократить их количество методом обобщения, все равно таких составляющих будет очень много. Тем не менее, я это сделал, систематизировав все необходимые качества успешного человека в 6 основных категорий.

Чтобы это можно было увидеть наглядно (кстати, визуализация — одна из составляющих на пути к успеху), предлагаю вашему вниманию вот такую иллюстрацию наиболее важных личностных качеств, которые необходимо развивать в себе, думая о том, как достичь успеха.

Теперь разберем все, что вы видите на этой схеме.

Итак, если вы задались вопросом «Как добиться успеха в жизни и бизнесе?», вам необходимо начинать работать над собой — по другому никак. Причем, эту работу необходимо вести сразу во многих направлениях, что, конечно же, не так просто. В то же время, целеустремленность и желание стать лучше непременно помогут вам в саморазвитии на пути к успеху.

В целом, думая о том, как достичь успеха, необходимо развиваться и совершенствоваться в следующих направлениях:

Рейтинг лучших платформ бинарных опционов в 2020 году:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Самый прибыльный, честный и надежный брокер бинарных опционов!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту!
    Заберите свой денежный бонус за регистрацию:

  1. Жизненная позиция.
  2. Управление личными финансами.
  3. Коммуникативные навыки.
  4. Самодисциплина.
  5. Моральные качества.
  6. Мышление и интеллект.

Только совокупность этих человеческих качеств позволит вам стать успешным. Если же будет ощущаться «нехватка» в каком-либо из этих направлений — это существенно затруднит путь к успеху.

Теперь рассмотрим каждое направление по-отдельности: что оно в себя включает.

Жизненная позиция

Я не случайно поставил этот фактор на первое место. Жизненная позиция — это тот главный стержень, который является основой на пути к успеху, от которого уже происходят все остальные факторы. Что она в себя включает?

Вера в себя

Вера в себя. Нет смысла даже задумываться о том, как добиться успеха, если у вас отсутствует вера в себя. Вы должны верить в то, что вы делаете, и в свои возможности прийти к намеченной цели, без этого путь к успеху будет непреодолим.

Активность

Активность. Успешным людям всегда свойственна активная жизненная позиция. Только активные действия и активность по жизни могут привести человека к успеху. Если лежать на диване и думать о том, как достичь успеха — ничего не изменится.

Позитивное мышление

Позитивное мышление. Путь к успеху невозможен при негативном и пессимистическом образе мышления. Наверняка вы слышали о том, что мысли материализуются: это уже неоднократно доказано на практике. Поэтому, чем больше вы будете думать о хорошем, тем больше этого хорошего будет происходить с вами.

Движение вперед

Движение вперед. Чтобы добиться успеха, необходимо постоянно двигаться вперед. Для успешного человека недопустимо топтание на месте, а тем более — шаги назад. Он должен находиться в постоянном развитии — это одна из ключевых составляющих успеха.

Личные финансы

Сегодня финансовая составляющая является одним из ключевых моментов для достижения большинства жизненных целей. Поэтому путь к успеху обязательно предполагает грамотное управление личными финансами. Оно, прежде всего, включает в себя следующие моменты.

Финансовое планирование

Финансовое планирование. Чтобы добиться успеха в жизни и бизнесе, необходимо вести планирование личных финансов, которое поможет оптимизировать денежные потоки и грамотно управлять своими финансовыми ресурсами. Человек, который планирует личный бюджет, всегда знает, сколько у него денег, откуда они приходят, куда уходят, когда ожидаются следующие поступления и т.д. Все это помогает быстрее достигать поставленных целей.

Работа на себя

Работа на себя. К сожалению, подавляющее большинство населения, чтобы зарабатывать деньги, привыкло работать на дядю, а на сегодняшний день это, как правило, путь в никуда и постоянное нахождение на низших уровнях финансового состояния. Чтобы двигаться вперед — необходимо переходить к работе на себя: таким образом вы начнете зарабатывать деньги не для «дяди», как вы это делали раньше, а для себя, что гораздо перспективнее.

Пассивный доход

Пассивный доход. Думая о том, как достичь успеха, необходимо стремиться не только к активным заработкам, которые всегда будут ограничены временем и физическими возможностями, а и к формированию капитала и созданию источников пассивного дохода. Наиболее успешные люди мира пополняют свои бюджеты, используя именно пассивный доход, доля активного заработка в их совокупном доходе или невелика, или вообще отсутствует.

Бережливость

Бережливость. Расточительность и успех — понятия несовместимые. Если вы хотите добиться успеха, необходимо бережно относиться к личным финансам, знать им цену, не использовать деньги в качестве средства для демонстрации собственного превосходства. К тому же, бережливое отношение к деньгам позволит вам быстрее аккумулировать нужные средства для выполнения тех или иных задач, а значит — быстрее пройти путь к успеху.

Разумный риск

Разумный риск. Если вы задумались над тем, как достичь успеха, вам обязательно придется рисковать, без этого не получится. Но риск при этом должен быть разумным и адекватным, иначе можно быстро распрощаться с имеющимися финансовыми ресурсами. Используйте разные методы диверсификации рисков.

Коммуникабельность

Переходим к третьему направлению, которое необходимо развивать в себе, если вы решили добиться успеха — коммуникативные навыки. Стать успешным в одиночку невозможно — вам все равно придется в процессе общаться с самыми разными людьми: партнерами, сотрудниками, чиновниками, конкурентами, клиентами… Для этого необходимо быть коммуникабельным и уметь найти общий язык с людьми разного уровня. Рассмотрим это направление подробнее.

Лидерские качества

Лидерские качества. Успешный человек — всегда лидер, способный повести за собой других людей. Стать лидером не так просто, но история знает немало примеров, когда в лидеры выбивались ранее ничем не приметные люди, поэтому дерзайте: все в ваших руках.

Энтузиазм

Энтузиазм. Успешные люди всегда с энтузиазмом относятся к тому, что они делают, в том числе и к процессу ведения переговоров. И этот энтузиазм, передаваясь собеседнику или аудитории, всегда способствует положительному исходу разговора и достижению поставленных целей. Если ваш собеседник увидит, что вы говорите с ним равнодушно — переговоры обречены на провал.

Мастерство продаж

Мастерство продаж. Думая о том, как добиться успеха, не обязательно в бизнесе, но и в чем-то другом, необходимо обязательно развивать в себе мастерство продаж. Поскольку вам обязательно придется что-то продавать: если даже не товар или услугу, то просто себя. Например, как специалиста при трудоустройстве. И это очень важный навык, для его развития выработано немало различных методик.

Умение находить общий язык с любыми людьми

Умение находить общий язык с любыми людьми. Успешный человек должен уметь договориться с людьми разных социальных групп, разных возрастов, разного уровня достатка. Общаться с руководителем предприятия, с государственным чиновником и бабушкой-пенсионеркой нужно по-разному, к каждому нужен свой подход. И если вы задумались над тем, как достичь успеха, вам обязательно нужно учиться искать этот подход к разным людям.

Самодисциплина

Еще одно направление, которое должен развивать в себе человек на пути к успеху — самодисциплина.

Планирование времени

Планирование времени. Первый принцип самодисциплины — тайм-менеджмент или планирование рабочего времени. Планируя свое время, человек повышает эффективность любых происходящих процессов. Время — это невосполнимый и ограниченный ресурс, поэтому, чтобы достичь успеха, его нужно использовать с максимальной эффективностью.

Организованность

Организованность. Если вы думаете о том, как добиться успеха, вам необходимо уметь организовать себя, заниматься делами согласно намеченному плану, не отвлекаясь на ненужные мероприятия, т.н. «пожирателей времени».

Последовательность

Последовательность. Успешный человек должен быть последователен в своих действиях. Не хвататься сразу за несколько дел, в итоге не заканчивая ни одного из них, а уметь правильно спланировать последовательность своих действий и придерживаться ее.

Настойчивость

Настойчивость. Очень важное качество, которое необходимо развивать в себе, желая стать успешным. Дело в том, что очень редко желаемые цели (особенно — важные, глобальные) достигаются с первой попытки. Поэтому, даже потерпев неудачу, нужно проявлять настойчивость и не отступать от намеченных целей.

Моральные ценности

Говоря о том, как достичь успеха в бизнесе и других сферах, нельзя не упомянуть и обязательное наличие определенных моральных качеств. Я решил выделить два основных.

Честность, порядочность

Честность, порядочность. Хоть и бытует мнение, что лучших результатов достигают лживые и непорядочные люди, позволю себе с этим не согласиться. Их достижения, как минимум, нельзя назвать успехом, скорее — это какие-то временные явления. Такие люди часто падают вниз так же быстро, как они взлетали вверх. Поэтому рекомендую вести все дела честно и порядочно: так вас будут уважать другие люди, от которых зависит ваш успех и процветание, включая даже конкурентов.

Понимание других

Понимание других. Двигаясь к успеху, необходимо понимать и считаться с интересами других людей, с которыми вы будете пересекаться на этом пути. Они — тоже люди, и у них тоже есть цели, к которым они идут. Если ваши цели расходятся — необходимо искать точки соприкосновения и варианты, которые устраивали бы обе стороны.

Мышление и интеллект

И завершить сегодняшнюю публикацию я бы хотел последней группой факторов, которая, возможно, и не занимает ключевую позицию для достижения успеха, но без нее все равно никак. Это мышление и интеллект.

Ум, эрудированность

Ум, эрудированность. Умному, эрудированному, образованному человеку будет намного проще достичь успеха, чем тому, кто не соответствует этим критериям. Хотя одного этого фактора, несомненно, будет недостаточно, но он будет отличным дополнением к другим.

Творческий подход

Творческий подход. Как правило, успеха добиваются люди с развитым творческим мышлением, которые создают что-то новое или находят какие-то нестандартные пути решения имеющихся проблем. Творческие люди имеют больше шансов достичь успеха.

Находчивость

Находчивость. Успешный человек должен быть находчив, уметь быстро и своевременно найти выход из любой сложившейся ситуации. В этом ему помогут два критерия, обозначенных выше.

Логичность

Логичность. Думая о том, как добиться успеха, нельзя забывать о банальной логике. Ее законы позволят вам найти оптимальное, быстрое, легкое, выгодное решение поставленной задачи. Напомню девиз сайта Финансовый гений: все гениальное — просто.

Визуализация

Визуализация. Напоследок оставил этот фактор, немного отличающийся от остальных, но, на мой взгляд, не менее важный. Многочисленные исследования уже доказали, что визуализация успеха способствует скорейшему его достижению. Поэтому, размышляя над тем, как достичь успеха, старайтесь максимально четко визуализировать какие-то конкретные цели, к которым вы идете. И делайте это как можно чаще.

На этом все. Публикация получилась довольно длинная, но и путь к успеху — дело не из легких. Еще раз подчеркну, что если вы хотите достичь успеха в бизнесе, в жизни и любом другом деле, вам необходимо упорно работать над собой: над всеми из вышеперечисленных качеств. И в совокупности это непременно даст хороший результат.

Надеюсь, что эта статья получилась мотивирующей и станет для вас хорошим учебным пособием на пути к успеху. В дальнейшем я планирую рассмотреть, как стать успешным в другом аспекте: в выборе направления своей деятельности. Поэтому оставайтесь с нами и следите за обновлениями. Пусть ваша финансовая грамотность растет благодаря полезной информации со страниц сайта Финансовый гений. До новых встреч!

Эвристика

Категория: Производство
Тип: Реферат
Размер: 34.6кб.
скачать

Начиная эту работу, хочу отметить, то, что по «Эвристике» как по науке, информации ничтожно мало, она как довольно таки молодая наука плохо разработана с философской точки зрения, а вот с точки зрения математиков и физиков ненамного больше есть, но чаще всего авторы копируют друг у друга информацию, лишь мало чем, дополняя её.

специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы).

Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность).

Восходящий к Сократу метод обучения[2]

Данную работу я постараюсь разделить на две главы:

она будет рассматривать с философской точки зрения, (психологии, конфликтологии, логике и т.п.)

. с точки зрения математиков, праграмистов на примере ЭВМ технологий

И максимально рассмотреть взятые мной вопросы.

Введение в первую часть

Слово «эвристика» ведёт глубоко в историю. В соответствии со словарем, прилагательное «эвристический» означает «способствующий открытию». Оно является производным от «эврика», а слово «эврика», в свою очередь, произошло от греческого «heurisko» — «нахожу».

«Эврика!»-это восклицание древнего ученого и изобретателя Архимеда знакомо всем со школьной скамьи. Это слово не просто констатация факта находки, в нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить и путь решения которой был тернист и долог.

«Эврика»-это финал поиска той истины, того знания, дорога к которому неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно сказать, как он ее нашел.

Эвристика и техническое творчество.

2000 ЛЕТ! прошло, и в нашем лексиконе появилось слово «эвристика». В наше время оно нашло широкое распространение. «Эвристическое мышление», «Эвристические приемы и методы», «эвристическое свойство» и т.д. Произнося эти слова, мы не всегда задумываемся над тем, какой смысл вкладываем в понятие «эвристика», но в нашем сознании оно всегда связано с творческой деятельностью.

В научной литературе это понятие не имеет единого толкования. В некоторых работах об интенсификации научно-технического творчества эвристика отождествляется с:

психологией научного творчества: «Психология научного творчества — эвристика изучает, как решаются научные задачи, требующие, кроме знаний и умений, также и сообразительности, догадки».

Другие психологи считают, что

эвристика — это «абстрактно-аналитическая наука, изучающая один из структурных уровней организации творческой деятельности и ее продуктов».

Следующие определения эвристики:

1.Специальные методы, используемые в процессе открытия (создания) нового (эвристические методы). [3]

2.Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую деятельность). [4]

3.Восходящий к Сократу метод обучения (майевтика)[5] .

По мнению психологов, эвристика — это отрасль знания, «изучающая формирование новых действий в необычной ситуации», она может стать наукой «в том случае, если эвристические процессы, приводящие к этим новым действиям, найдут наконец свое математическое описание».

Приведенные высказывания (которых можно было бы привести больше), свидетельствуют о том, что эвристика как самостоятельная наука еще не сформировалась.

Несмотря на большое количество научных трудов, посвященных вопросам эвристики, они, как правило, касаются ее частных проблем и не дают четкого представления ни об объекте, ни о предмете эвристики, ни о ее статусе среди других наук.

Попытка обобщения многочисленных концепций и формулирование на этой основе определения статуса и предмета эвристики изложены в работах Буша Г.Я и Буша К.

По определению авторов этой работы:

«Эвристика — это общенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в человеческой деятельности и общении».

Предметом эвристики является «выявление, обработка и упорядочение закономерностей, механизмов и методологических средств антиципации (предвосхищения) и конструирования нового знания и целеустремленных способов деятельности и общения, создаваемых на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью более полного удовлетворения потребностей людей».

Оценивая попытку авторов, можно сказать, что с точки зрения обобщения частных подходов к эвристике она удалась, но вместе с тем, очевидно, стремление к детерминации общности помешало авторам в данном определении выделить специфические черты именно эвристики, и в результате под это определение можно подвести и другие общенаучные дисциплины, например такие, как прогнозирование или системный подход.

Множество толкований эвристики говорит о разном содержании, которое вкладывают авторы различных концепций в данное понятие. При этом общим и бесспорным является то, что во всех случаях эвристика неразрывно связывается с творческой деятельностью, с творчеством.

Выбор редакции:  Стоимость золота выросла до 6-летнего максимума

Общими звеньями, связывающими в единую цепь понятия «эвристика» и «творчество», являются представления о нетривиальности, неординарности, новизне и уникальности. Применительно к понятию «творчество» такими качествами характеризуется результат творческой деятельности, применительно к эвристике — методы и средства получения этого результата.

Эвристические приемы активизации творческого мышления

Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя до недавнего времени инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии. умением абстрагироваться, «видеть в обычном необычное и в необычном обычное». «Воображение — по словам А.Энштейна, — важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции». Воображение — психологический процесс, состоящий в создании образов на основе разборке прошлых опытов.

Развитие этих качеств у создателей новой техники является важным фактором в преодолении инертности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий.

В литературе по техническому творчеству часто разные авторы одно и то же эвристическое средство называют приемом, методом, методикой, методологией и т.д. В связи с этим целесообразно уточнить значение этих терминов для более определенного их понимания.

ПРИЕМ — Это элементарное действие или несколько элементарных действий, выполняемых по определенным правилам для достижения определенной цели.

МЕТОД — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, рассматриваемый как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

МЕТОДИКА — это совокупность приемов и методов, выполняемых по определенным правилам и в определенной последовательности для достижения поставленной цели.

МЕТОДОЛОГИЯ — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ — учение о принципах построения, формах и методиках научного познания.

Прежде чем перейти к методу гирлянд случайностей и ассоциаций мы попытаемся выяснить, что такое ассоциации, гирлянды ассоциаций и ассоциативные приемы.

Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависит от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания.

Исследования психологов показали, что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Основная цель генерирования ассоциаций заключается в том, чтобы «расшатать» стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение, перекинуть «мостик» к искомым аналогиям. Ассоциации в творческом поиске выступают как прямые «подсказки», как аналогии или как средства смотрения аналогии между наблюдаемым объектом и объектом совершенствования, объектом изобретения. Последнее свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристической силой. В примере с «арахнавтикой», наверное, родились идеи использовать нити в качестве парашюта, необходимо было стечение двух обстоятельств:

— наблюдение летящего на паутине паучка и возникновение ассоциации с летящим парашютистом. Именно в тех случаях, когда аналогия находится по ассоциативной связи, решения отличаются неожиданностью и оригинальностью.

Различают ассоциации по:

Ассоциации по похожести могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической инверсии (обращения, поиска от конца к началу), по смежности — для приемов преобразования в пространстве и времени.

Все примеры генерирования ассоциаций можно разделить на две группы:

приемы свободных ассоциаций;

направленных детерминированных ассоциаций.

Свободные ассоциации это те, обработка которых производится без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде метафоры, поговорки, пословицы, каламбура и т.д.

Генерирование направленных ассоциаций ограничивается определенными заранее заданными условиями.

К таким условиям, например, можно отнести:

генерирование ассоциаций по контрасту, выраженных только глаголом и т.д.,

ассоциацией по сходству, также выраженных словами определенной части речи или символами, знаками и т.п.

Генерация свободных, и направленных ассоциаций основывается на скоростной реакции на слово раздражитель. Человек реагирует на слово-раздражитель является индивидуальной и зависит от его интеллекта, темперамента, условий, психо — физиологического состояния и т.п.

Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово раздражитель и виде сгруппированной последовательности — «гирлянды», ведь тогда когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является в свою очередь, словом — раздражителем и для последующей ассоциации.

Пример, со словом-раздражителем «маяк» можно образовать следующую группу ассоциаций:

земля — суша (остров в соотношение с водой),

подводный мир ( рыбы, раки, и т.п.),

водное транспортное средство(катер, сухогруз, яхта, лайнер и т.п.),

Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность:

гиря — игрушка силачей и т.д.

Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а также совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные для совершенствуемого объекта.

Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как при поиске новых технических решений, так и на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта, выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта.

Также гирлянда ассоциаций может рассматриваться как эвристический прием, используемый для ухода от традиционных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией). Данный прием может быть полезен при поиске новейших функций свойств и качеств объекта.

Уже говорилось, что эффект всех эвристических приемов, в том числе и ассоциаций, проявляется не столько в обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в подготовке психологии человека к моменту «озарения», в установлении связи между сознанием и подсознанием, и естественно с привлечением интуиции.

Нельзя не видеть возможности ассоциаций для развития творческих задатков:

а использование метафорических ассоциаций развивает, кроме того,

В виде упражнений для тренировки этих задатков можно использовать все изложенные приемы. Хорошо бы, если эти упражнения будут выполняться в виде игры, особенно детьми, воображение у которых и образность мышления проявляются сильнее. В такой игре дети будут выполнять роль «катализатора» и одновременно с помощью взрослых развивать свои природные задатки.

Рассмотренные нами эвристические приемы послужили основой для создания эвристических, интуитивно-ассоциативных методов активизации творческого мышления. Такие методы можно рассматривать как совокупность предписаний по выполнению эвристических приемов, с точки зрения же их использования для развития задатков, а также способностей творческой личности — как готовые упражнения для тренировок.

Далее мы рассмотрим один из основных методов, относящийся к группе:

ИНТУИТИВНО-АССОЦИАТИВНЫХ — метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Метод гирлянд ассоциаций и случайностей.

Изложения данного метода начнём с представления его алгоритма в словесном выражении, ну, а далее будет подробно изложен пример.

ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.

ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.

ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.

Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2-3 мин.). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в другом (напротив) — признаки этих случайных объектов.

ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.

ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.

Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длинны, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.

Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей. К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.

ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.

На этом шаге решается вопрос — продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге и действуя подобным же образом.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей.

Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотя бы 5-6 вариантов окажутся рациональными.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

[1] От греч. heurískō — отыскиваю, открываю, нахожу.

[2] Философский словарь, Сократические беседы; см. Майевтика.

ОБЗОР МЕТОДОВ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИИ

Госкомитет СССР по делам изобретений и открытий
А. В. Кудрявцев
1988

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение научно-технического прогресса, потребовало существенно поднять эффективность труда инженерно-технических работников, создателей новой техники. Повышение эффективности творческой составляющей труда предусматривает овладение широким спектром методических средств. К ним следует отнести и методы поиска новых технических идей и решений. В настоящее время известно немало таких методов. В отечественной литературе они, однако, чаще всего даются разрозненно или небольшими группами и большинство из них поэтому остается незнакомыми широкому читателю.

Настоящая работа представляет собой обзор большой группы методов и имеет целью дать материал для ориентации преподавателя при подготовке к теме «Обзор методов поиска новых технических решений».

Приведенная в работе информация носит, как правило, конспективный характер, поскольку даже краткое изложение всех методов привело бы к непомерному увеличению объема материала. В большинстве случаев здесь поэтому приведены только блок-схемы и краткие характеристики этапов. Не включены в работу и примеры использования методов. Конспективно описаны методы мозгового штурма, морфологического ящика, алгоритм решения изобретательских задач, функционально — стоимостный анализ. Это оправдано тем, что учебные пособия по данным методам готовятся отдельно. По той же причине в работе не нашли отражения разработки в области машинной поддержки процесса поиска новых технических решений.

Несмотря на ограниченный объем материала, где это возможно, будут приводиться полные тексты, перечни рекомендаций и контрольные вопросы.

Структурно материал, приведенный в пособии, разделен на следующие основные разделы:

— методы случайного поиска;

— методы функционально-структурного исследования объектов;

— методы логического поиска;

— проблемно ориентируемые методы.

Первые три раздела включают в себя методические средства, направленные соответственно на: исследование проблемы с целью выявления путей ее решения; поиск вариантов конфигурации объектов, реализующих выбранное направление; на устранение противоречий и согласование работы подсистем в выбранном объекте. В последнем разделе описаны методы, формируемые исходя из конкретных условий, типа решаемой задачи и особенностей занимающегося этим решением (решателя).

Для преподавателей, проводящих занятия по теме «Обзор методов поиска новых технических решений», представляется целесообразным дать следующие методические рекомендации.

Большое число методов, приведенных в работе, не означает, что все они должны рассматриваться в обзорном курсе. Избыточность их позволит преподавателю формировать курс с учетом специфики аудитории и особенностей решаемых ими задач.

Было бы полезным разделить выделенные на тему 12 часов на две части (например, по 6 часов каждая) и изложить материал в два приема — в начале изучения третьего раздела курса и после подробного изучения основных методов, представленных в курсе.

Соответственно такому делению, естественно, должны меняться и цели преподавателя при организации занятий. Первая часть, предваряющая изучение основного материала, несет обзорную функцию, предназначена для введения слушателей в проблему, а вторая, следующая за основными методами, предназначена для углубленной проработки того направления, которое вызвало наибольший интерес аудитории.

Целесообразно иллюстрировать, где это возможно, использование методов или их отдельных элементов примерами. В первую очередь, это должны быть собственные примеры, близкие аудитории. Выявление и подготовка необходимого для этого материала — сложный процесс и начинать его имеет смысл задолго до проведения занятий. Примеры и иллюстрации, разбор задач можно найти в литературе, рекомендованной практически по каждому методу. Большая часть списка литературы о методах до сих пор, к сожалению, не переведена на русский. Подготовку иллюстративного материала по подобным методам следует поэтому взять под особый контроль.

При изучении материала полезно постоянно подчеркивать, что каждый метод имеет свой особый смысл и позволяет эффективно работать только в определенной области. Абсолютизация того или иного метода может привести лишь к узости понимания и с появлением новых задач рано или поздно потерпит крах. Следовательно, выбор метода для практической работы должен проводиться с учетом особенностей задачи.

Важно учитывать и то, что методы поиска это не только средства решения проблем, но и психологические инструменты. В своем большинстве они представляют программы, организующие выполнение решающим задачу определенных действий. Выбор метода должен быть поэтому связан и с личностью решающего задачу. В процессе проведения занятий целесообразно обращать внимание на реакцию аудитории и отдельных ее представителей на те или иные методы и фиксировать свои наблюдения. Средства, помогающие человеку более эффективно решать стоящие перед ним творческие задачи, предлагались, как известно, давно. Так, еще древнегреческий философ Эпикур предлагал получать требуемое путем комбинации элементарных частей, составляющих предметы. Из Древней Греции пришло к нам и восклицание Архимеда «Эврика!» (Нашел!), составившее впоследствии основу названия науки о творческом мышлении — эвристики.

Специальные произведения о творческом поиске начали появляться в XVII-XVIII веках, хотя еще за два столетия до нашей эры Архимед разработал специальный конструктор-тренажер для начинающих изобретателей. Определенный подъем испытывает это направление в конце XIX — начале XX в., т.е. в эпоху промышленных революций. Изобретателям требовалась помощь и она появилась. В России, например, были широко известны работы П. К. Энгельмейера [1], С. М. Василевского, П. М. Якобсона [2]. В них описывались этапы работы изобретателя, давались первые советы по ее упорядочению и упрощению.

Практический интерес для современного изобретателя в этом плане представляет работа А. К. Гастева — одного из первых советских теоретиков методов поиска, предложившего еще в 20-х годах интересные и весьма полезные для изобретателей рекомендации [3].

Работа А. К. Гастева интересна тем, что в ней перечисляются качества, присущие не столько какому-то конкретному изобретателю, сколько совершенно необходимые каждому, кто хочет изобретать, находить новые, ранее неизвестные технические решения.

Подобные рекомендации для изобретателей появлялись и позже. В область инженерной практики начиная с 30-х годов начали вторгаться методы принципиально нового поколения. Это были уже не просто советы, а скорее инструкции, которые не говорили о творчестве вообще, а сводили его к совокупности конкретных процедур, требовали ответов на конкретные вопросы. Так на арену вышли инженерные методы поиска новых технических решений.

МЕТОДЫ СЛУЧАЙНОГО ПОИСКА

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма один из наиболее известных и применяемых для коллективного поиска решений. Его создал в 30-е годы американский исследователь А. Осборн. Основная цель метода — настроить группу специалистов так, чтобы каждый из них сделал как можно больше предложений по обсуждаемой проблеме. Работу проводят в несколько этапов: подготовка, проведение штурма, оценка и отбор идей, проработка и развитие наиболее ценных из них [4].

На этапе подготовки четко формулируют и записывают (в общих понятиях) задачу, затем ее разбивают на максимальное число подзадач. При этом можно использовать специальные вопросы: почему это необходимо, где должно быть сделано, кто должен сделать, что конкретно и как должно быть сделано и др. В подготовку включают также подбор фактического материала (аналог объекта, данные о принципах действия, причинах неудач, о различного рода ограничениях и т. п.). На этом же этапе осуществляют выбор участников поисковой группы, которые делятся на генераторов (люди, обладающие богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (люди с аналитическим складом мышления, квалифицированные специалисты). Эксперты не принимают участия в поиске решений. Они их затем оценивают.

Благодаря определенным правилам организации и проведения мозгового штурма (запрет критики высказываемых идей, психологическая совместимость участников, поощрение шуток, каламбуров, заинтересованность участников, свободная непринужденная форма обсуждения и др.) за короткий промежуток времени можно получить большое число самых разнообразных решений стоящей перед участниками задачи. Из этих идей затем эксперты выбирают и развивают наилучшие. Предварительного обучения участников не требуется, обычно бывает достаточно инструктирования. Руководит мозговым штурмом так называемый ведущий — специалист, имеющий опыт проведения научных дискуссий и постановки проблем. Число участников обычно составляет 5-15 человек, штурм длится 30-45 мин. Обсуждение проводят в быстром темпе. Все идеи фиксируют, для чего используют запись на магнитофоны или стенографию.

Выбор редакции:  Зарабатываем на бинарных опционах без вложений.

Существует несколько разновидностей мозгового штурма. В частности, известен вариант, когда участники записывают свои идеи самостоятельно на специальных карточках (на это дается 10 мин), а затем по очереди зачитывают их вслух, остальные записывают на своих карточках мысли, вызванные услышанным. Запись идей на карточках сокращает время, необходимое для классификации результатов.

Определенный интерес представляет так называемый обратный мозговой штурм. Его используют для решения конкретных задач. На первом этапе все внимание концентрируют на выявлении всевозможных недостатков объекта. Анализ вскрывает недостатки, ограничения, дефекты и противоречия, имеющиеся в конкретной идее или техническом объекте, который требуется разработать или усовершенствовать. Предварительную их оценку проводят участники сессии, более тщательную — эксперты, которые вычеркивают явно ошибочные утверждения, уточняя тем самым перечень обнаруженных недостатков. На втором этапе обратного штурма ведут поиск путей ликвидации недостатков, причем используют правила обычного мозгового штурма.

Один из основных недостатков мозгового штурма — отсутствие времени на глубокое осознание задачи. Кроме того, для многих людей более эффективным является процесс индивидуального творчества.

С целью устранения этих недостатков Дж. В. Хефеле был предложен так называемый метод записной книжки.

Метод записной книжки Хефеле

В соответствии с рекомендациями, данными Дж. В. Хефеле, тему задают участникам задолго до проведения коллективного обсуждения — сессии. Им также раздают записные книжки, в которых два раза в день необходимо фиксировать свои идеи. Эту организационную форму дополняют методическими рекомендациями; участникам выдают также опросные листы со списком контрольных вопросов [5].

Имеет смысл привести здесь некоторые из этих вопросов.

Можно ли использовать конструкцию в других целях, если ничего не менять или произвести незначительные изменения?

С чем можно сравнить конструкцию?

Что можно в ней изменить?

Что можно увеличить (количество, время, частоту, прочность, высоту, длину, толщину, стоимость, число компонентов и т. д.)?

Что можно уменьшить?

Можно ли заменить конструкцию (или ее составные части) на что-нибудь?

Что можно сделать наоборот?

Следует отметить, что при использовании опросного листа каждый из вопросов поочередно видоизменяют до тех пор, пока он не оказывается прямо относящимся к поставленной проблеме, совершенствуемому объекту. Дж. В. Хефеле указывает, что постановку того или иного вопроса нельзя считать правильной или неправильной, так как вопросы всего лишь заготовки для выявления оптимальных вариантов. Некоторые вопросы следует иметь в виду на протяжении всего исследования. К их числу относится, например, вопрос: «что можно сделать наоборот», имеющий, по мнению автора метода, большую эвристическую ценность.

В книге Дж. В. Хефеле «Творчество и новаторство» приведены примеры таких переходов «наоборот». Это, в частности, гидравлический цилиндр: движется поршень — движется цилиндр; вагонетка на колесах — рольганг; вращающаяся стрелка — вращающийся циферблат; растягивающая пружина — сжимающая пружина [5].

Метод фокальных объектов

Этот метод предложен американским специалистом Ч. Вайтингом и применяется с целью поиска новых, оригинальных вариантов исполнения заданного объекта, поиска совместимых с ним дополнительных функций. Принцип метода состоит в переносе на заданный объект новых, ярких, неожиданных свойств, качеств и выявлении оригинальных и эвристически ценных сочетаний [6].

Последовательность шагов выполнения этого метода следующая.

1. Формулируют цель работы (определяют совершенствуемый объект и цель его совершенствования).

2. Произвольно выбирают по памяти либо из каталогов, словарей, случайных книг несколько объектов или их называют участники работы.

3. По каждому из случайно выбранных объектов составляют перечень характеристик, признаков.

При этом целесообразно предложить участникам работы выполнить второй и третий шаги до оглашения объекта анализа, что позволяет осуществлять выбор характеристик непредвзято.

4. Признаки случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект.

5. Производят анализ полученных сочетаний, при этом обращают особое внимание на внешне несовместимые, «дикие» сочетания, развитие которых, как правило, приводит к наиболее интересным решениям.

6. Проводят оценку полученных решений.

В США метод широко применяется для поиска новой рекламы, оригинального оформления товаров. В отечественной практике метод нашел применение при поиске и совершенствовании объектов массового спроса. Метод может быть полезен и как средство тренировки фантазии, воображения.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор

Метод предложен советским исследователем Г. Я. Бушем. Его цель — обеспечить поиск разработчиком решения изобретательских задач при дефиците информации, т. е. при невозможности использовать логические средства. В этом случае одним из средств служит использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор, что позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому ранее разрабатываемые идеи. Таким образом в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память разработчика [7, 8)

Основными этапами метода при совершенствовании заданного объекта являются следующие.

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды — гирлянды синонимов.

2.. Произвольный выбор случайных объектов. Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду — гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного времени, например, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного признака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов технического объекта с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка, и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. Отбор вариантов рекомендуется производить в несколько этапов.

Сначала вычеркивают явно нерациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список таких вариантов целесообразно изучить с привлечением экспертов или творческою коллектива. В список рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства.

9. Отбор наилучшего варианта из рациональных осуществляют разными способами. Весьма простым и эффективным является способ экспертных оценок.

Автор указывает, что приведенная модификация метода является упрощенной и рекомендует расширять и усиливать ее с помощью таких дополнительных процедур, как, например, метафорическое описание и анализ проблемной ситуации, построение этимологических и парадигматических гроздей понятий и их интерпретация, построение и интерпретация гроздей и гирлянд метафор.

С методом Г. Я. Буша смыкается система «КАРУС».

Система «КАРУС»

Метод конструирования, получивший название системы «Карус», разработан также советским исследователем В. А. Моляко [9]. Он включает пять основных стратегий.

1. Стратегия аналогизирования или поиск аналогов связана с использованием ранее известного объекта или его части, отдельной функции при создании нового объекта.

2. Стратегия комбинирования (или комбинаторные действия) предусматривает совместное использование самых разнообразных объектов и их функций для построения нового объекта. Данная стратегия, по мысли автора, связана с различными перестановками, уменьшением и увеличением размеров, изменением расположения деталей в уже существующей конструкции.

3. Стратегия реконструирующая (или реконструктивные действия) основывается на реализации принципа «наоборот». Если, например, в конструкции выполнялось вращательное движение, то при реализации реконструирующей стратегии может быть изменено направление вращения или даже тип передачи, прямоугольная деталь заменена круглой и т. д. По мнению автора системы, данная стратегия реализует самый творческий подход.

4. Универсальная стратегия связана с применением аналогизирования, комбинирования и реконструирования.

5. Стратегия случайных подстановок дополняет классификацию стратегий до полной. Суть таких подстановок состоит в отказе от плана и осуществлении поиска вслепую.

Все пять перечисленных стратегий направлены, по мнению автора, на структурно-функциональные преобразования. Эти стратегии в рамках метода осуществляют с помощью конкретных действий, сочетание которых составляет определенную тактику.

Ниже приводятся основные тактики.

Тактика интерполяции предусматривает включение в уже имеющийся объект какой-либо новой части, которая будет соответствовать искомой функции.

Тактика экстраполяции связана с внешним добавлением того или иного элемента к объекту.

Тактика редукции основана на уменьшении размеров, скоростей и т. п.

Тактика гиперболизации предполагает увеличение размеров, форм, скоростей.

Тактика дублирования связана с точным использованием в новом объекте известной детали, узла или функции.

Тактика размножения предусматривает использование в объекте не одной, а двух и более одинаковых деталей или же одну и ту же функцию выполняют несколько элементов, узлов.

Тактика замены направлена на полную замену в объекте определенной детали, узла.

Тактика модернизации направлена на приспособление объекта к новым условиям.

Тактика конвергенции связана с преобразованиями, которые основываются на сочетании в какой-то части двух противоположных особенностей или структур (например, в устройстве используют возвратно-поступательное движение в сочетании с колебательным).

Тактика деформации (трансформации) предполагает определенные изменения, например, устройства, которые, однако, не влияют на сущность структуры или функции.

Тактика интеграции означает, что из уже известных частей производят построение какого-то нового объекта.

Тактика базовой детали подразумевает использование какой-то одной части объекта, которая служит основой для последующего построения всех остальных частей.

Тактика автоматизации связана с выделением в целом объекте какой-то отдельной части и последующей перестройкой других частей.

Тактика последовательного подчинения предусматривает действия по цепи в определенной последовательности, когда поочередно строят все части объекта без пропусков.

Тактика смещения или перестановки направлена на изменение расположения какой-либо детали в пределах одного и того же объекта.

Тактика дифференциации направлена на специальное разделение структур и функций в объектах.

Кроме перечисленных выше тактик, в системе «Карус» применяют и следующие методы.

Метод временных ограничений (МВО) предусматривает тренировку с целью учета влияния временного фактора на умственную деятельность, а также решение задач в условиях дефицита информации.

Метод внезапных запрещений (МВЗ) заключается в запрещении решающему задачу использовать определенные средства (как правило, хорошо освоенные). Применение этого метода дает возможность тренировать гибкость мышления.

Метод скоростного эскизирования (МСЭ) применяется для диагностики мыслительной деятельности, способствует повышению контроля над этой деятельностью.

Метод новых вариантов (МНВ) основан на требовании находить все новые варианты решения задачи.

Метод информационной недостаточности (МИН) применяется тогда,.когда ставится задача особой активизации деятельности на первых этапах решения. Суть этого метода состоит в постановке задачи при явном недостатке данных, необходимых для решения. Недостающую информацию выдают только по запросу обучаемых.

Метод информационной перенасыщенности (МИП) основывается соответственно на включении в условие задачи заведомо излишних сведений.

Метод абсурда (МА) заключается в предложении решить заведомо невыполнимую задачу и применяется для выявления стиля творческой деятельности.

Метод ситуационной драматизации (МСД) связан с введением помех в ход решения. Это могут быть вопросы преподавателя, сбивающие с хода решения задачи, или введение в процессе работы новых условий.

Анализ методов, используемых в системе «Карус», показывает, что по своей сути они служат упражнениями, предназначенными для индивидуальной работы.

Опытными изобретателями был предложен ряд дополнительных средств, которые помогают разработчику находить лучшие идеи. Таков, например, перечень рекомендации, предложенный американским исследователем Э. Криком [10].

Перечень рекомендации Крика

1. Приложить необходимые усилия. Творить без умственных усилий нельзя.

2. Не погружайтесь слишком глубоко в трясину подробностей. Если увязнете в ней, будет трудно обратиться к радикально иным идеям. Старайтесь вначале мыслить широко, концентрируя внимание на решении в целом и откладывая рассмотрение деталей на более поздний срок. Начав же разрабатывать подробности первого найденного «хорошего» решения, вы помешаете себе и не сможете уже думать по-другому. Вдобавок, если Вы все же так поступите и в конце концов придете к наилучшему решению, Вы отдадите предпочтение первому, поскольку на выяснение его деталей уже затрачено много времени и сил.

3. Чаще спрашивайте себя: почему? Настойчивое применение этого простого, но очень действенного вопроса особенно полезно. Выясняйте таким образом основные цели поставленной задачи, ограничения, характеристики существующих и предполагаемых решений и т. д.

4 Отыскивайте побольше возможных решений. Если суметь найти максимальное число решений, то среди них, наверное, окажутся и полезные.

5. Избегайте консерватизма. Пусть не смущают идеи, радикально отличающиеся одна от другой. Если удалось сделать большой скачок, всегда имеется тенденция вернуться и отказаться от достигнутого. Кажется естественным брать идеи, испытанные временем. Они поэтому пользуются большим доверием. Избегайте поспешных решений. Не торопитесь отвергнуть найденное. Некоторые идеи при первом рассмотрении могут показаться незаслуживающими внимания или даже бесполезными. Естественно поэтому стремление сразу же отбросить их. Но таким образом можно лишиться некоторых достойных рассмотрения решений. Более того, через некоторое время эти идеи могут быть после небольшой модификации применены. Одно из качеств квалифицированного инженера — его настойчивость в применении новых идей, радикально отличающихся от всех предыдущих.

6. Избегайте преждевременного удовлетворения проделанной работой. Не соблазняйтесь первой встретившейся «хорошей» идеей или улучшающей уже имеющееся решение, когда на самом деле оправданы дальнейшие поиски. Весьма легко оказаться ослепленным блеском первой попавшейся идеи и пренебречь дальнейшими активными поисками. Есть отличный способ избе жать этого. Нужно всегда считать, что имеется решение лучшее, чем известное. Если вы последуете такому правилу, будете редко ошибаться.

7. Обращайтесь за идеями к аналогичным задачам. Попробуйте мысленно решить аналогичные задачи, но в иных ситуациях.

8. Консультируйтесь с другими. Активно собирайте информацию от инженеров, заказчиков, потребителей, продавцов и др. Такие беседы не только расширяют знания инженера, но и могут натолкнуть его на правильную мысль.

10. Попытайтесь отвлечься от существующих решений, хотя это и нелегко. Существующие решения «давят» своим авторитетом, однако при определенной дисциплине ума отвлечься от них можно.

11 Попробуйте групповой метод поиска новых решений.

12. Всегда помните о неограниченных возможностях человека в процессе создания идей. Если инженер постоянно отдает себе отчет в том, что могут возникнуть ложные ограничения, если старается не быть чрезмерно консервативным, и не делать поспешных выводов, он, значит, делает важный шаг в преодолении тенденций, которые буквально «душат» изобретательность.

Любопытную систему правил поиска новых решений предложили английские инженеры М. Тринг и Э. Лейтуэйт [11].

Правила Тринга и Лейтуэйта

1. Четко сформулировать задачу.

2. Видеть некую человеческую потребность и попытаться найти лучший способ удовлетворить ее.

3. Если задача имеет два и более различных решений, каждое из которых обладает достоинствами и недостатками, необходимо провести анализ каждого решения и выяснить, нельзя ли сделать усовершенствования, улучшающие технические и экономические показатели этих решений применительно к поставленной задаче.

4. Когда задача выбрана, следует определить главную и дополнительную цель изобретения, а также ограничения, накладываемые на решение задачи.

5. Создать при решении задачи эмоциональный заряд. Весьма полезно для этого установить жесткие сроки, применить метод «высиживания», систематической работы над изобретением, использовать мозговой штурм группы людей.

6. После того, как найдена стоящая идея, необходимо пользоваться методом последовательных приближений. Не следует при этом конкретизировать идею больше, чем это нужно для перехода к следующему этапу работы. Важно всегда оставлять для себя как можно более широкий выбор.

Выбор редакции:  Индикатор - Качественная Количественная Оценка - QQE

7. Для проверки идеи рекомендуется перечень контрольных вопросов:

a) не противоречит ли идея законам техники;

b) работоспособно ли найденное техническое решение;

c) отвечает ли идея планируемым параметрам;

d) будет ли найденное решение надежным и простым в эксплуатации;

e) можно ли осуществить изобретение на базе известных материалов и с применением существующих технологий;

f) возможно ли управлять им и регулировать его при необходимости;

g) будет ли изобретение дешевым;

h) какова будет стоимость его эксплуатации и обслуживания;

i) каков будет срок службы;

j) как часто возможны поломки и будут ли они иметь катастрофические последствия.

Широко известны также применяемые для этих же целей списки вопросов А. Осборна и перечней Т. Эйлоарта [12].

Список контрольных вопросов Осборна

1. Какое новое применение технического объекта можно предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?

2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имелись ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно копировать? Какой технический объект нужно опережать?

3. Какие модификации технического объекта возможны? Приемлема ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), движения, цвета, запаха, формы, очертаний можно применить? Другие возможные изменения?

4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение срока службы, воздействия? Имеет ли смысл увеличить частоту, размеры, прочность, повысить качество? Можно ли присоединить новый градиент, продублировать? Возможны ли мультипликации рабочих органов, позиций или других элементов? Целесообразно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?

5. Что можно в техническом объекте уменьшить или заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, сконденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить, приумножить?

6. Что в техническом объекте можно заменить? Что и сколько можно замещать в нем, использовать другой ингредиент, другой материал, другой процесс, другой источник энергии, другое рас положение, другой цвет, звук, освещение?

7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты допустимо взаимно заменить? Можно ли изменить модель, разбивку, разметку, планировку, последовательность операций? Можно ли транспонировать причину и эффект, изменить скорость или темп, режим?

8. Что можно в техническом объекте сделать наоборот? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы или повернуть их задом наперед, низом вверх, поменять местами? Нельзя ли поменять полярность, перевернуть зажимы?

9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Можно ли комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты, цепи? Можно ли комбинировать признаки, идеи?

Перечень рекомендации и вопросов Эйлоарта

1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.

2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные, аналогичные задачи и выделить главные.

3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.

4. Набросать молекулярные, биологические, химические, экономические и другие аналоги, пусть даже фантастические.

5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналогии).

6. Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пена, паста и др.; тепло, магнитная и электрическая энергии, свет, сила удара и т. д.; различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.; переходные состояния: замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.; эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.

7. Установить варианты зависимости, возможные связи, логические совпадения.

8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.

9. Устроить весьма свободное групповое обсуждение, особенно во время непринужденной беседы, выслушивая каждую идею без критики.

10. Попробовать так называемые «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т. д.

11. Не расставаться с проблемой во время сна, идя на работу, на прогулке, во время купания, в поезде, при игре. Надо быть всегда с ней, с проблемой.

12. Стараться находиться в стимулирующей обстановке (технические музеи, магазины дешевых вещей, свалки лома), просматривать много журналов.

13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д. для разных решений проблемы и ее частей, поискать пробелы в решениях или новые комбинации.

14. Определив идеальное решение, разрабатывать возможные.

15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т. п.

16. В воображении «залезть» внутрь объекта.

17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

18. Уточнить, чья это проблема. Почему его?

19. Кто придумал это первым? Какова история вопроса? Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

20. Кто еще решал эту проблему и чего добился?

21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

Список и перечень Т. Эйлоарта очень интересен тем, что в нем рекомендации и вопросы выстроены не в случайном порядке. Это уже не просто список или перечень, а скорее подобие методики. Еще больший интерес в этом плане представляет собой перечень советов и вопросов, предложенный Д. Пойа [13].

Перечень советов и вопросов Пойа

1. Понимание задачи. Нужно ясно понять постановку задачи. Что неизвестно, что дано, в чем состоит условие, возможно ли его удовлетворить? Достаточно или нет это условие для определения неизвестного? Не чрезмерно ли оно, не противоречиво ли? Сделайте чертеж, введите подходящие обозначения, разделите условие на участки и постарайтесь записать их.

2. Составление плана решения. Нужно найти связь между данными и неизвестными. Если не удается сразу обнаружить эту связь, возможно будет полезным рассмотреть вспомогательные задачи. В конечном счете необходимо прийти к плану решения.

Не встречалась ли раньше эта задача, хотя бы в несколько иной форме? Известна ли какая-нибудь родственная задача? Не знаете ли теоремы, которая могла бы оказаться полезной? Рассмотрите неизвестное и постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным. Если есть задача, родственная данной и уже решенная, нельзя ли ею воспользоваться, применить ее результаты? Имеет ли смысл ввести какой-нибудь вспомогательный элемент, чтобы стало возможным воспользоваться прежней задачей? Нельзя ли ее иначе сформулировать, и еще иначе?

Вернитесь к определениям. Если не удастся решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную. Можно ли придумать более доступную сходную задачу, более общую и более частную или же аналогичную задачу? Постарайтесь решить часть задачи. Сохраните только часть условия, отбросив остальное. Насколько определенным окажется тогда неизвестное, как оно может меняться? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных или придумать другие данные, из которых можно было бы определить неизвестное? Нельзя ли изменить неизвестное или данные или, если необходимо, и то, и другое так, чтобы новое неизвестное и новые данные оказались ближе друг к другу? Все ли данные и все ли условия использованы? Приняты ли во внимание все существенные понятия, содержащиеся в задаче?

3. Осуществление плана. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли, что предпринятый шаг правильный? Сумеете ли доказать, что он правилен?

4. Взгляд назад. Нельзя ли проверить результат и ход решения?

Специализированные списки подобных контрольных вопросов и рекомендаций в настоящее время распространены довольно широко и их эффективно применяют.

Как правило, все методы проектирования в качестве начальной информации, необходимой для проведения работ, требуют указания на выполняемую будущим объектом функцию. При этом за кадром остается вопрос, как формулировать сами функции. Один из немногих источников, в которых даются рекомендации по постановке целей, — книга X. Ясухисо «Идея и разработка товаров широкого потребления» [14].

Постановка новых целей

Рекомендации X. Ясухисо разработаны на основе опыта японских фирм и предназначены в основном для производителей товаров широкого спроса. Автор определяет несколько основных источников рождения новых идей потребительских товаров.

В качестве первого источника выступают претензии потребителей к уже выпускающимся товарам. Отмечается, что в настоящее время фирмы — производители относятся к претензиям потребителей не как к чему-то позорящему, а в основном как к источнику новых идей. Схема работы с претензиями имеет следующий вид:

а) претензии потребителя;

б) обработка претензий;

в) анализ информации о претензиях;

г) усовершенствование товаров. Разработка ассортимента новой продукции.

Вторым источником является учет того факта, что потребитель, покупая товары, стремится обрести надежность и устойчивость своей жизни. Источником новых идей поэтому может быть анализ тревожащих население сторон жизни. К важнейшим из них, по мнению автора, относятся: здоровье, воспитание и образование детей, опасность отравления пищевыми и лекарственными веществами, преступления, предупреждение преступлений, несчастные случаи на транспорте и в быту, землетрясения.

Беспокойство и тревога рождает новые потребности. Их надо анализировать и думать о предоставлении новых услуг.

Третьим источником информации является анализ причин отсутствия спроса на неходовые товары. В книге X. Ясухисо [14] приводится перечень возможных причин отсутствия сбыта товара, даются краткие рекомендации по устранению этих негативных явлений. В частности, в процессе анализа может появиться идея нового или значительно более усовершенствованного товара.

Четвертый источник — анализ изменения ценностей потребителей. Отмечается, что в основном ценности меняются весьма медленно, однако энергетический кризис 1973 г., эпидемии и другие подобные явления часто приводят к быстрому и существенному изменению ценностей.

Последний, пятый по счету источник информации — анализ образа жизни «странных» личностей. Обычный потребитель товаров живет стереотипами, формируемыми самими товарами. Выход на новые потребности у него встречается крайне редко и не в явно выраженной форме. Более ценным источником идей будет исследование людей, живущих по своим законам, нонконформистов, то есть людей, которые представляются окружающим странными.

Предлагаемые японским автором рекомендации не могут считаться связным методом, это скорее набор приемов. Однако ценность состоит в том, что в них затронут самый ранний этап работы — формирование цели разрабатываемого изделия.

Закономерным этапом развития средств, увеличивающих разнообразие генерируемых идей, является осознание и использование психических механизмов генерации идей. Проводимые, в частности в ГДР, исследования позволяют заметить некоторое соответствие между основными логическими этапами работы по созданию новых решений и психологическими механизмами, реализуемыми в процессе творческой мыслительной деятельности [15].

Так, в работе группы исследователей ГДР предложена общая структура процесса изобретения: постановка проблемной задачи; исследование поставленной проблемы, ее уточнение; поиск идей, приводящих к решению, оценка идей и выбор наиболее приемлемой идеи (решение задачи). Эти же исследователи указывают, что процесс изобретения основывается на реализации решающим задачу следующих элементов: идентификация, уточнение, анализ, абстрагирование, генерирование (оно состоит, в свою очередь, из таких компонентов, как вариации, комбинации, аналогии, ассоциации), конкретизация, синтезирование, оценивание и решение. Работы, подобные исследованиям, проводимым в ГДР, не являются методами в чистом виде. Но они тем не менее играют определенную роль в процессе разработки основ методологии, поскольку в них осуществляется процесс подведения научной базы под эмпирически найденные приемы и методы. Выявленные механизмы используют для организации процесса творческого поиска профессионалами в области решения поисковых задач.

Синектика

Слово «синектика» в переводе с греческого означает совмещение разнородных элементов. Метод синектики предложил американский исследователь У. Гордон в середине 50-х годов [16 и 17].

В основу синектики положен мозговой штурм. Однако обычный мозговой штурм проводят люди, которые не обучены специальным творческим приемам. Синектика же предполагает создание постоянных групп мозгового штурма. Такие группы, накапливая приемы, опыт, естественно, работают плодотворнее случайно подобранных коллективов. Синектика широко использует аналогии и ассоциации, помогающие находить новые идеи.

Решение задачи синектическая группа начинает ознакомлением с «проблемой, как она дана» (ПКД), затем уточняя превращает ее в «проблему, как она понимается» (ПКП). Далее группа осуществляет собственное решение, основанное, как пишет У. Гордон, на превращении непривычного в привычное и привычного в непривычное, т. е. на систематических попытках взглянуть на задачу с какой-то новой точки зрения и тем самым сбить психологическую инерцию. Достигается это двумя путями: применением аналогий и развитием неожиданных сочетаний, ассоциаций.

В синектике используют четыре вида аналогий. Прямая аналогия (ПА) предусматривает сравнение совершенствуемого объекта с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники или с объектом живой природы. Личная аналогия (ЛА) или, как ее еще называют,эмпатия базируется на том, что решающий задачу вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Символическая аналогия (СА) является обобщенной, абстрактной аналогией. Фантастическая аналогия (ФА) предусматривает введение в задачу каких-нибудь фантастических существ, выполняющих то, что требуется по условиям задачи.

Ход синектического заседания (сессии) обязательно записывают на магнитофоне, а затем тщательно изучают запись с целью совершенствования тактики решения.

Определенный интерес представляет набор требований к участникам работы (синекторам). Эти требования следующие:

— уметь абстрагироваться от обычного суждения, мысленно отвлечься от обследуемого объекта, выделить сущность задания и побороть привычный ход мышления;

— иметь склонность к свободным раздумьям, доходя до уровня фантазии;

— уметь задержать дальнейшее развитие найденных идей и верить в то, что впереди появятся лучшие;

— благожелательно воспринимать идеи даже в тех случаях, когда они нечетко сформулированы;

— обладать целенаправленностью и иметь твердую веру в успешное решение задачи, быть уверенным в своих изобретательских способностях и способностях других участников.

— находить в обычном необычное и в необычном обычное, уметь усматривать в ординарных предметах и явлениях нечто особенное, использовать это особенное в качестве исходного пункта для развития творческого воображения.

Интегральный метод «Метра»

Этот метод разработан под руководством французского исследователя И. Бувена. По своей форме метод представляет аналог синектики. Сам автор указывает, что его метод включает элементы мозгового штурма, синектики, морфологических матриц Моля, элементы активизации свободных ассоциаций, объединенных в аналоговую методику «Метра» [18].

Аналоговая методика «Метра» состоит из следующих этапов.

1. Перед исследователями творческой группы ставят задачу в формулировке, полученной от заказчика. На этом этапе ведущий призывает участников творческого процесса свободно высказывать любые идеи.

2. Проводят расщепление исходного представления об объекте на понятийный спектр в различных аспектах. При этом используют методику свободных ассоциаций.

3. Пересматривают первоначальную формулировку и к новой постановке задачи применяют мозговой штурм.

4. Осуществляют развитие аналоговых представлений об объекте, позволяющих разделить задачу на ряд вспомогательных.

5. Выбор рабочих аналогий определяют мотивацией творческой группы.

6. Начинают так называемое путешествие в мир аналогий. Смысл этого этапа заключается в свободном поиске отдельных аналогий с изучаемым объектом путем фантастических модельных представлений.

7. При анализе результатов, полученных в ходе «путешествия» в мир аналогий, снова возвращаются к поставленной проблеме, а выдвинутые аналогии переводят на язык корректных деловых терминов.

Аналоговую методику включают в интегральный метод. Блок — схема интегрального метода представляет собой циклическую последовательность, в которой чередуются аналоговая методика, морфологические матрицы Моля и контрольные этапы.

Метод неоднократно использовался для решения комплексных социально-технических задач. Применение метода предполагает наличие группы целенаправленно подготовленных специалистов.

1.Энгельмейер П. К. Философия техники. СПБ., 1912.

2. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя.-М.-Л., Изд. ЦС Всесоюзного о-ва изобрет., 1934.

3 Гастев А. К. Как надо работать.-М.: Экономика, 1972.

4. Osborn A. F. Applied imagination -New-York, Sckibner’s Sons, 1953.

5 J W. Hefele. Creative Work and Innovating.-New-York, Rein-hold Publication K°, 1962.

6. Whiting Ch. S. Creative thinking.-New-York, Reinhold, 1958.

7. Буш Г. Рождение изобретательских задач.-Рига: Лиесма, 1976.

8. Буш Г Основы эвристики для изобретателей. Ч. 1 и 2.-Рига: о-во Знание, 1977.

9. Моляко В. А. Психология конструкторской деятельности.-М.: Машиностроение, 1983.

10. Крик Э. Введение в инженерное дело.-М.: Энергия, 1970.

11. Тринг М., Лейтуэйт Э. Как изобретать?-М.: Мир, 1980.

12.Эйлоарт Т. Приемы настройки творческого инженерного коллектива. // Изобретатель и рационализатор.-1970.-№ 5.

13. Пойа Д. Как решать задачу.-М.: Учпедгиз, 1961.

14.Ясухисо X. Идея и разработка товаров широкого потребления. Изд. Лтд. Искра, 1983.

15. Busch К., Herrendorfer G., Felge K.-D. Variantenbewertung. Akademie der Landwirtschaftswissenschaften der DDR.-Rostok, 1979.

16. Gordon W. I. I. Synectics: the development of creative imagination.-New-York, Harper and Row, 1961.

17. Prince G. M. The practice of creativity.-New-York, Harper and Row, 1970.

18. Bouvin Y Practique des techniques de creativite: l’approacheintegree «Metra»-Paris, 1973, vol. 12, N 1.

Эти брокеры бинарных опционов дают бонусы за регистрацию счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Самый прибыльный, честный и надежный брокер бинарных опционов!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту!
    Заберите свой денежный бонус за регистрацию:

Добавить комментарий