Казначейство

Рейтинг надежности брокеров бинарных опционов в 2020 году:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Самый прибыльный, честный и надежный брокер бинарных опционов!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту!
    Заберите свой денежный бонус за регистрацию:

Казначейство

Определение казначейства, структура, задачи и функции казначейства

Информация об определении казначейства, структура, задачи и функции казначейства

Содержание

Содержание

Компания казначейской системы исполнения бюджета по выгодам

Необходимость создания федерального казначейства

Структура, задачи и функции казначейства

Структура органов федерального казначейства

Федеральное казначейство и процесс исполнения бюджета

Рейтинг лучших платформ бинарных опционов в 2020 году:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Самый прибыльный, честный и надежный брокер бинарных опционов!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту!
    Заберите свой денежный бонус за регистрацию:

Компания казначейской системы исполнения бюджета по выгодам

Компания казначейской системы исполнения бюджета по затратам

Применение опыта зарубежных стран в работе казначейства Российской Федерации

Проблемы в компании казначейской системы

Казначейство – это особый государственный финансовый орган, занимающийся операциями по кассовому исполнению госбюджета, к которым относится сбор налогов, пошлин и др.

Казначейство фирмы — ключевое подразделение корпорации, банка или другой финансовой компании. Основной его функцией является обеспечение ликвидности. Под этим подразумевается проведение платежей, привлечение денежных средств при их дефиците или размещение свободных средств на финансовых (денежном, валютном, фондовом и иных) рынках по собственным или клиентским операциям. Операции на финансовых рынках проводятся либо казначейством непосредственно, либо дилинговым подразделением, которое может как входить в состав казначейства, так и быть параллельным ему в структуре управления активами и пассивами фирмы. В последнем случае говорят о разделении фронт-офиса (дилинговое подразделение) и мидл-офиса (казначейство).

Вторую функцию казначейства составляет управление рыночным риском с целью извлечения выгоды от ожидаемого развития рыночной ситуации (рыночной конъюнктуры). Рыночный риск включает в себя процентный, валютный и фондовый риски.

Управление процентным риском осуществляется путём установления базовых процентных ставок и трансфертных цен для филиалов и других доходных подразделений. В зависимости от структуры и размера компании базовые процентные ставки и трансфертные цены устанавливаются либо самим казначейством, либо, по предложению казначейства, комитетом по управлению активами и пассивами.

Управление валютным риском осуществляется путём открытия валютных позиций, то есть покупок или продаж одних валют за другие (чаще всего иностранных за национальную), и установления лимитов на величины валютных позиций филиалов и других доходных подразделений.

Управление фондовым риском осуществляется путём формирования портфелей ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.)

Третьей функцией казначейства является координация указанных выше функций в рамках централизованного управления активами и пассивами фирмы. Федеральное казначейство (казначейство Российской Федерации) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством России правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы России, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Было создано указом президента России от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года № 864.

Положение о Федеральном казначействе утверждено Постановлением Правительства России от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе». Включает 85 управлений и 2254 отделения.

В 2002 году большинство федеральных учреждений (кроме отдельных учреждений Министерства обороны) были переведены на обслуживание через органы федерального казначейства. С 2002 года в казначействе открыты счета по учёту внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений.

С 1 января 2005 года казначейство выделено из состава мин фина с преобразованием в федеральную службу. Находится в ведении минфина России.

Центральный аппарат (первый уровень):

Управление финансового прогнозирования и управления единым казначейским счётом;

Управление совершенствования функциональной деятельности;

Управление бюджетного учёта и отчётности;

Управление ведомственных программ;

Управление внутреннего контроля и аудита;

Управление информационных систем;

Управление режима секретности и безопасности информации;

Управления Федерального казначейства по субъектам федераций (второй уровень).

Располагаются в административных центрах субъектов федерации.

Отделения Федерального казначейства (третий уровень).

Располагаются в районных центрах, крупных населенных пунктах, ЗАТО и пр. по решению соответствующего управления. Основной функцией казначейства является финансовое управление, цель которого состоит в расчете необходимого объема денежных средств и определении периодов времени, когда ожидается их недостаток или избыток, что позволяет избежать кризисных ситуаций и рационально использовать ресурсы организации (разработка и составление платежного календаря).

Для финансового контроля в казначействе используются два основных инструмента: бюджет движения денежных средств (на этапе разработки и составления платежного календаря) и отчет о фактическом движении денежных средств.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) позволяет:

получить целостное представление о совокупной потребности в денежных ресурсах;

принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов;

своевременно определить потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств, осуществить разработку оптимального платежного календаря;

решать иные задачи.

Дополнительным к БДДС инструментом является платежный календарь, с помощью которого прослеживается динамика платежей, что позволяет синхронизировать поступления и выплаты в оперативном режиме и обеспечить соблюдение приоритетов платежей. Платежный приоритетовозволяет производить оперативное финансовое планирование. Составление и разработка платежного календаря позволяет заблаговременно определить недостаток средств, которые требуются для расчетов. При составлении и разработке платежного календаря можно корректировать план поступления платежей и расчетов.

Разработка и составление системы платежного календаря позволяет обеспечить ликвидность и платежеспособность предприятия и увеличить эффективность использования ресурсов. Разработка и составление платежного календаря является наиболее действенным и надежным инструментом оперативного управления. Основной целью разработки и составления платежного календаря является определение сроков поступления средств и их доведение до конкретных исполнителей.

При разработке (составлении) платежного календаря учитывается график платежей и график поступлений в бюджет предприятия. Если планируемый вид финансвого потока носит либо положительный, либо отрицательный характер, то разработка и составление платежного календаря происходит в соответствующем разделе. Существует два аспекта составления и разработки системы платежей. В первом варианте разработка и составление платежного календаря происходит с точки зрения среднесрочного планирования. Во втором варианте разработка и составление платежного календаря происходит в зависимости от текущего взаимодействия служб, отделов и управленческого состава предприятия.

Отчет о фактическом движении денежных средств позволяет отслеживать выполнение бюджета движения денежных средств (БДДС), а также анализировать отклонения по статьям БДДС и оценивать их влияние на показатели организации.

Для реализации своей основной функции в казначействе должны выполняться следующие бизнес-процессы:

Планирование и утверждение (БДДС): сотрудники, ответственные за казначейство, должны участвовать в подготовке и утверждении БДДС, как для каждого отдельного центра финансовой ответственности, так и для сводного бюджета.

Разработка платежного календаря на оперативный период: если для управления БДДС необходимо использование платежного календаря, то сотрудники, ответственные за казначейство, должны участвовать в подготовке и утверждении платежного календаря на каждый оперативный период, как для каждого отдельного центра финансовой ответственности, так и мест учета средств. При этом сотрудники казначейства должны учитывать корреляцию оперативных планов с утвержденным БДДС.

Акцептование заявок на платежи: для управления распределением финансирования все исходящие платежи должны осуществляться на основании заявок на платежи, которые подлежат оплате только после утверждения группой ответственных сотрудников. Сотрудники, ответственные за казначейство, должны контролировать осуществление выплат только по заявкам и акцептовать к оплате только те заявки, которые прошли утверждение и которые не превышают БДДС по данному центру финансовой ответственности и заявленным в заявке статьям распределения бюджета.

Фиксирование фактического выполнения БДДС: для подготовки отчета о фактическом выполнении БДДС сотрудники казначейства должны контролировать корректное финансовое распределение по статьям БДДС.

Анализ выполнения БДДС: сотрудники казначейства должны предоставлять руководителям центров финансовой ответственности отчетность по выполнению БДДС, а также по отклонениям его фактического выполнения от запланированных показателей. На основании этих данных осуществляется анализ, и принимаются соответствующие управленческие решения.

Какое программное обеспечение использовать для автоматизации казначейства?

Для автоматизации казначейства в 1С и для достижений казначейством целей по распределению бюджета, используется программное обеспечение «ИНТЕЛИС: Управление казначейством 8», разработанное на платформе «1С: предприятие 8».

С помощью «ИНТЕЛИС: Управление казначейством 8» возможна автоматизация следующих функций казначейства в 1С:

Планирование и утверждение БДДС: программный товар «ИНТЕЛИС: Управление казначейством 8» позволяет вести учет бюджетов (неограниченное количество вариантов бюджетов для одного центра финансовой ответственности за отчетный период).

Разработка платежного календаря на оперативный период: с помощью программного товара «ИНТЕЛИС: Управление казначейством 8» можно разрабатывать, планировать и контролировать управление бюджетом, при этом ведение платежного календаря является опцией (то есть сотрудник казначейства сам решает, необходим ли ему платежный календарь или для управления ему достаточно БДДС).

Акцептование заявок на платежи: с помощью программного товара возможна компания работы с заявками на платежи. Для утверждения заявок используется механизм маршрутизации заявок, причем алгоритм прохождения каждой заявки настраивается отдельно, в зависимости от статьи движения денежных средств (ДДС) и других признаков заявки.

Фиксирование фактического выполнения БДДС: с помощью программного товара «ИНТЕЛИС: Управление казначейством 8» возможно фиксирование выполнения заявки или планируемого поступления денег при проведении бухгалтерского документа движения денежных средств.

Анализ выполнения БДДС: с помощью программного товара возможно построение отчетов по плановым и фактическим показателям исполнения БДДС и платежного календаря, а также анализа планового и фактического исполнения бюджетов.

Для исполнения бюджета важное значение имеет поквар­тальная разбивка, необходимая для учета особенностей отдельных кварталов года: сезонности поступлений, неравномерности расходо­вания бюджетных средств и др.

Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджета, является роспись бюджета, то есть распре­деление доходов и затрат по подразделениям бюджетной клас­сификации. Она составляется в соответствии с утвержденным бюджетом при необходимой детализации источников доходов и целевого направления издержек, с указанием годовых назначений и их поквартальным распределением. Бюджетная роспись служит оперативным планом исполнения бюджета, по которому осущест­вляется весь процесс финансирования предприятий, учреждений и организаций и контроль за ходом поступления доходов в бюджет.

Стадия исполнения бюджета включает кассовое исполнение бюджета. Под ним понимается фирма и осуществление в процессе исполнения бюджета приема доходов, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение учета и отчетности.

Исполнение бюджета является функцией исполнительных ор­ганов власти. Правительство России организует ис­полнение федерального бюджета через министерство финансов и органы федерального казначейства. В исполнении бюджета участ­вуют предприятия, учреждения, компании и население, так как они имеют обязательства по платежам в бюджет или получают ассигнования из него.

Непосредственное исполнение федерального бюджета в основ­ном объеме на сегодняшний день осуществляется органами феде­рального казначейства. За последние несколько лет, с момента на­чала создания казначейской системы в процессе исполнения бюд­жета произошли большие преобразования. В настоящее время они не закончены и продолжаются. Поэтому необходимо остановиться на рассмотрении процесса исполнения федерального бюджета с позиции той ситуации, в которой он находится на данный момент и тех изменений, которые вносятся в него в связи с переходом от банковской к казначейской системе исполнения федерального бюд­жета.

В наиболее общем виде с организационной точки зрения, казначейство берет на себя осуществление и учет всех операций со всеми государственными федеральными ресурсами, находящи­мися в ведении федерального Правительства. Казначейство при этом опосредствует осуществление операций с бюджетными средствами в безналичной форме.

Актуальной задачей, которую необходимо рассмотреть явля­ется совершенствование исполнения федерального бюджета по до­ходам.

В настоящее время по всем регионам Российской Федерации осуществляется изменение порядка расщепления регулирующих налоговых поступ­лений. Старый порядок расщепления ( на уровне налого­плательщика ), страдающий неточностью и низкой оперативностью заменяется на новый, когда расщепление производится органами казначейства, более точный и оперативный.

При достижении определенного этапа в развитии казна­чейских органов, от налоговых органов им передаются 100 счета по выгодам федерального бюджета и открываются дополнительно 090 счета, которые используются для зачисления сумм регу­лирующих налогов, подлежащих расщеплению и распределению между различными уровнями бюджетной системы..

Изменяется порядок учета налогов и других платежей, посту­пающих на доходные счета федерального бюджета. Функции по учету доходов передаются органам казначейства, которые начи­нают вести детальный учет доходов по видам налогов в соот­ветствии с подразделениями бюджетной классификации.

Также от налоговых органов и учреждений центробанка к органам казначейства передаются все другие функции по исполнению доходной части федерального бюджета.

Также актуальной является задача совершенствования испол­нения расходной части бюджета.

С организационной точки зрения в настоящее время обес­печен принцип «единства кассы» в отношении всех федеральных средств. Все платежи из бюджета осуществляются с единого ( главного ) счета Главного управления федерального казначейства или в случае получения соответствующих распоряжений Главного управления, с расходных счетов территориальных управлений за счет совершения ими операций по перечислению доходов на фи­нансирование затрат федерального бюджета. И доводятся в основной своей массе до конкретных получателей через счета тер­риториальных органов казначейства ( сегодня действует еще и ста­рая схема финансирования ). Такой механизм перечисления средств непосредственным их потребителям в регионах практически стра­хует валютный рынок Forex страны от резких выбросов свободной руб­левой массы. Все счета территориальных органов казначейства, опосред­ствующие движение средств федерального бюджета, открытые в банковской системе, являются транзитными, то есть не имеют пе­реходящих остатков.

В настоящее время в регионах, где казначейские органы осо­бенно развиты, осуществляется закрытие счетов бюджетных еди­ниц в банках и открытие их в системе казначейства с пере­числением средств непосредственно на расчетные ( текущие ) счета хозяйствующих субъектов, выполняющих работы или оказы­вающих услуги для бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.

Казначейство, опираясь на ЦБ и его систему, тем не менее освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием.

Другим важным элементом нового порядка финансирования бюджетных издержек является внедрение учета операций по фик­сации денежных средств на каждой стадии бюджетного и финан­сового исполнения бюджета.

До недавнего времени документально и информационно фик­сировались лишь две стадии: первая — объем бюджетных назна­чений и последняя — сумма фактических платежей.

Реально же процесс исполнения бюджета гораздо более дета­лизирован. На уровне бюджетной единицы или распорядителя средств (конечного приобретателя бюджетных средств) достаточно четко прослеживаются следующие этапы:

— доведение объемов бюджетных назначений;

— доведение гарантированных лимитов финансирования ( исхо­дя из степени реальной обеспеченности затрат источниками фи­нансирования ), в пределах которых бюджетная единица ( распо­рядитель средств ) приобретает право принимать на себя финан­совые обязательства по выплате денежного содержания и дого­воров с поставщиками и подрядчиками;

— объемы фактически заключенных соглашений ( в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам );

— объемы произведенных авансовых платежей по заклю­ченным договорам ( специфика современной хозяйственной жизни );

— сумма счетов, поставщикамих к оплате и объемы других необходимых выплат (денежное содержание персосоглашений. );

— сумма средств, причитающаяся к выплате после проверки обоснованности предъявленных счетов-фактур, подтверждения оп­риходовдоговорамрно-материальных ценностей и объемов выпол­ненных работ, начисления заработной платы и других видов де­нежного содержания;

— сумма фактического перечисления бюджетных средств со счета ( списание по бюджету, адекватное кассовому затрате ).

Наличие на центральном уровне информации о состоянии и движении бюджетных средств на каждой из этих стадий предос­тавляет мин фину и главным распорядителям средств федерального бюджета широкие возможности для гибкого маневрирования ресурсами и оперативного контроля за состоянием финансов, находящихся в распоряжении бюджетных единиц и распорядителей средств.

Детализация учета позволяет в ходе исполнения бюджета в более полной мере реализовать принцип обязательной сбалан­сированности бюджета, компенсировать диспропорции, неизбежно возникающие на этапе его прогнозирования в условиях неста­бильной экономической ситуации.

Таким образом, органы федерального казначейства постепенно становятся органами, выполняющими все функции по исполнению доходной и расходной части федерального бюджета. И в бюджет­ном процессе происходит постепенный переход от банковской к казначейской системе исполнения федерального бюджета.

В условиях отсутствия казначейской системы это достигалось путем реализации менее избирательного механизма секвес­тирования с критическим недофинансированием ряда статей расхо­дов бюджета. При развитии казначейской системы появляется воз­можность на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально, выборочно проводить оптими­зацию бюджетных потоков, снизить вероятность серьезных «про­рывов» в финансировании, сделать процесс исполнения бюджета более плавным.

Выбор редакции:  bitopt24 - доступные опционы по валютным парам

Компания казначейской системы исполнения бюджета по выгодам

Задачи и методы совершенствования исполнения доходной части федерального бюджета вытекают из необходимости прео­доления существовавших в этом процессе недостатков.

До недавнего времени аккумуляция доходов в федеральный бюджет осуществлялась на бюджетных счетах, владельцами кото­рых являлись налоговые органы. Они осуществляли регулирование федеральных налогов по уровням бюджетной системы и возвраты излишне зачисленных средств в профит федерального бюджета. Все регулирующие налоги налогоплательщиками зачислялись отдель­ными платежными поручениями на счета бюджетов разных уров­ней. А их учет осуществлялся Банком России, который четыре раза в месяц информировал Минис­терство финансов о суммах, поступивших доходов на счета дохо­дов федерального бюджета, открытых в системе центробанка, а также в частных банках.

Данные сводок Государственной налоговой службы о налогах и платежах, поступивших в профит федерального бюджета, сос­тавлявшихся два раза в месяц не совпадали с отчетностью цент­рального банка из-за неточности учета отдельных видов и сумм доходов ( от внешнеэкономической деятельности и доходы, посту­пившие через ОПЕРУ центробанка ), а также в виду отсутствия выверки данных об уточненных налогоплательщиками и фактически зачисленных сумм налогов на региональном и ло­кальном уровнях.

Главным недостатком старой системы аккумуляции и учета доходов федерального бюджета являлась ее неоперативность, так как между датой сбора и предоставления информации и реальным зачислением сумм поступивших налогов и платежей проходило 2-4 рабочих дня, а отчетность в разрезе видов доходов поступала лишь в конце месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, действовавшая система учета доходов не позволяла своевременно получать информацию об объеме посту­пающих доходов, что отрицательно сказывалось на точности крат­косрочных прогнозов о поступлении налогов и платежей в бюд­жет, установлении реальных лимитов по издержкам, предус­мотренных в бюджете.

Поэтому с созданием и развитием единой системы казна­чейства стал осуществляться постепенный переход на новый меха­низм исполнения федерального бюджета по выгодам. Сегодня про­цесс перехода на новый порядок исполнения бюджета большин­ством территориальных органов казначейства уже завершен ( к на­чалу 1996 года в 65 регионах ).

В тех же регионах, где органы казначейства созданы недав­но, этот процесс продолжается. Он осуществляется во всех регио­нах примерно по одной схеме в несколько этапов. Рассмотрим его в общем виде применительно к Пермской области.

На первом этапе проделывается большая подготовительная работа. Запрашиваются и получаются:

. а). от администрации области, городов и районов:

— постановления об утверждении соответствующих бюджетов на текущий год;

постановления о предоставлении в текущем году льгот предприятиям и организациям в соответствующие бюджеты;

б). от финансовых органов:

номера текущих счетов бюджета области, городских и рай­онных бюджетов;

решения о предоставлении отсрочек предприятиям и орга­низациям по платежам в соответствующие бюджеты;

Сведения о предоставлении инвестиционных налоговых кре­дитов по видам налогов в разрезе предприятий с указанием их расчетного счета;

в). от налоговых органов:

уточненные списки налогоплательщиков с указанием их расчетных счетов и других реквизитов;

суммы произведенного взаимозачета между предприятиями и местными бюджетами и инвестиционного налогового кре­дита;

суммы отсрочки, с указанием сроков по штрафам и пеням, положенных налоговыми органами и др..

Составляются списки налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет с указанием ставок налогов, нормативов отчислений и их удельных весов по разным уровням бюджетов. А также прово­дятся другие подготовительные операции.

Одновременно на этом же этапе в целях отработки отдель­ных функций по исполнению доходной части федерального бюд­жета территориальные органы казначейства до передачи им профит­ных счетов начинают осуществлять совместно с налоговыми орга­нами параллельный учет доходов, их прогнозирование и полный контроль за формированием доходной базы федерального бюд­жета.

Для этого территориальные органы казначейства регулярно получают от налоговых органов выписки банка по счетам доходов с приложением копий платежных документов и копий реестров чеков по произведенным взаимозачетам между уровнями бюд­жетной системы. В двухдневный срок обрабатывают их, вносят всю информацию в свой банк данных и возвращают все доку­менты обратно налоговым органам. И затем еженедельно, каждый понедельник, предоставляют вышестоящим органам казначейства сведения о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет по видам налогов и платежей, согласно подразделениям новой бюджетной классификации.

Перед переходом на второй этап, территориальные органы казначейства доводят до налогоплательщиков через банки и нало­говые органы информацию о переходе с конкретной даты на учет доходов казначейством и предъявляемые в связи с этим требо­вания ( реквизиты заполнения платежного поручения на перечис­ление налогов, указываются сами открываемые номера счетов, ви­ды регулирующих налогов ). А до самих территориальных органов казначейства Главное управление федерального казначейства дово­дит порядок фирмы работы по ведению учета доходов феде­рального бюджета и распределения регулирующих налогов между бюджетами различных уровней и другие необходимые методи­ческие указания, а также специально разработанные компьютерные программы, необходимые для работы.

Продолжительность реализации данного этапа компании исполнения бюджета по выгодам в каждом регионе зависит, глав­ным образом, от оперативного создания организационной струк­туры и технического обеспечения территориальных органов казна­чейства.

Так, территориальным управлением по Пермской области и отделениями казначейства по районам города Перми этот этап был осуществлен полностью в 1994 году, а конкретнее:

— параллельный с налоговыми органами сбор и обработка ин­формации о поступлении доходов в федеральный бюджет осуществлялся до 1 апреля 1995 года;

сбор информации от соответствующих финансовых, нало­говых органов и администрации, подготовка и апро­бирование программного обеспечения, оповещение всех на­логоплательщиков о переходе на новую систему исполнения бюджета были проведены непосредственно перед переходом на второй этап в марте 1995 года.

На втором ( основном ) этапе территориальным управлением и отделениями федерального казначейства по распоряжению Глав­ного управления федерального казначейства в учреждениях цент­рального банка России и уполномоченных коммер­ческих банках открываются отдельные лицевые счета 99 на балан­совых счетах 100 “доходы федерального бюджета “ и отдельного лицевого счета 01 на балансовом счете 090 “налоги, распре­деляемые органами федерального казначейства между бюджетами различных уровней “ и предоставляется право доверия на осуществление операций со средствами, поступающими в профит федерального бюджета. Одновременно лицевые счета 01-75 балан­совых счетов 100 инспекции федеральной налоговой службы закрываются, а остатки на них на основании чеков органов казначейства перечисляются на лицевые счета 99 балансовых счетов 100.

С момента открытия лицевых счетов 01 и 99 на балансовых счетах 090 и 100 территориальные органы казначейства начинают выполнять функции по осуществлению операций со средствами, поступающими в профит федерального бюджета.

Все налоги и другие обязательные платежи, поступающие от налогоплательщиков, ежедневно перечисляются обслуживающими их банками в банк, где открыты счета казначейства. Регулирую­щие налоги ( налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и др. ) в полной сумме зачисляются на лицевой счет 01 балансового счета 090. А налоги и другие платежи, пос­тупающие в полной сумме в федеральный бюджет зачисляются сразу на лицевой счет 99 балансового счета 100.

Органы федерального казначейства ежедневно получают в банках, где открыты их счета, выписки по счетам 090 и 100 с приложением одного экземпляра каждого платежного поручения на зачисление средств в доходы бюджета.

На этом этапе органы казначейства осуществляют постоян­ный контроль за своевременностью выполнения учреждениями банков платежных поручений налогоплательщиков по перечис­лению средств на счета казначейства и в случае выявления нару­шений составляют акты и предъявляют банкам, допустившим на­рушения, штрафные санкции.

За 9 месяцев 1996 года отделениями казначейства по Перм­ской области проведено 403 проверки своевременности исполнения банками платежных поручений налогоплательщиков по перечис­лению платежей в федеральный бюджет. Выявлено 12218 случаев нарушений на сумму более 270000 млн. рублей. Предъявлено штрафных санкций на сумму 24000 млн. рублей.

При получении выписок и приложенных к ним платежных документов проводится сверка сумм, указанных в выписках с при­ложенными платежными документами. В случае отсутствия пла­тежных документов к отдельным суммам, указанным в выписках, эти суммы поступлений при обработке относятся на код лицевого счета “ Невыясненные поступления “.

Суммы невыясненных поступлений сообщаются налоговым органам, которые их выясняют.

После визуальной проверки документы отдельно по лицевому счету 01 балансового счета 090 и лицевому счету 99 балансового счета 100 обрабатываются на персональных ЭВМ. Для этого тер­риториальными органами казначейства используется разработанная и предоставленная им Главным управлением федерального каз­начейства компьютерная программа “Казна “, являющаяся основ­ным звеном в фирмы работы по исполнению доходной части федерального бюджета.

На основании данных платежного поручения, введенных в программу, в ней осуществляется множество операций.

Во-первых, ведется аналитический учет доходов федерального бюджета по видам налогов и платежей, иначе говоря происходит автоматическое заполнение:

сводных реестров поступивших доходов ( ф.1 ) на балан­совых счетах 090 и 100, которые являются одними из ос­новных документов для ведения последующего бухгал­терского аналитического и синтетического учета посту­пивших доходов. Сводные реестры содержат данные о на­логоплательщиках ( код банка, номер счета ), номер пла­тежного поручения, вид уплаченного налога, уплаченную сумму и др.;

Федеральный бюджет является одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Его доходы служат финансовой базой деятельности государства, а расходы — удовлетворению общегосударственных потребностей.

В процессе проведения экономических реформ, в результате коренной ломки прежних механизмов управления экономикой, федеральный бюджет стал исполняться неудовлетворительно. Массовый характер приобрели случаи несвоевременного зачисления средств налогоплательщиков в профит федерального бюджета и средств федерального бюджета на счета получателей, а также случаи нецелевого использования этих средств.

В связи с этим большое значение и актуальность приобретает компания эффективного механизма исполнения бюджета и контроля за распределением и расходованием бюджетных средств, так как неэффективные методы исполнения бюджета сами становятся источником дестабилизирующих экономику факторов.

Как свидетельствует международная практика в странах, стоящих на разных стадиях экономического развития и имеющих самое различное политическое устройство (США — федеративная республика, Швейцария — кантональная республика, Швеция — конституционная монархия и т.д.) исполнение бюджета целесообразно осуществлять через органы казначейства. Поэтому было принято решение о создании новой — казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации.

Сегодня становление федерального казначейства является одной из приоритетных задач в области бюджета и финансов в рамках программы Правительства России по развитию реформ и стабилизации российской экономики. На создание казначейства возлагаются большие надежды по упорядочению финансовых потоков между бюджетами, обеспечение своевременности и правильности зачисления платежей в бюджеты различных уровней, контроля за государственными средствами, а также более гибкому маневрированию государственными ресурсами.

Развитие казначейской системы исполнения федерального бюджета сопровождается фактическим разграничением и передачей функций и объемов работ, ранее выполняемых территориальными органами центробанка, Госналогслужбы России, местными финансовыми органами в органы казначейства, освобождая эти органы для решения других, более свойственных им задач.

Но нельзя сказать, что в настоящее время система казначейских органов развернута во всех регионах России. Это вызвано необходимостью ускорения темпов создания территориальных органов казначейства, формирования материально-технической базы, единой телекоммуникационной системы казначейских органов и внедрение нового механизма исполнения бюджета.

В работе рассматриваются вопросы необходимости и обоснованности создания казначейства, преимущества казначейской системы исполнения федерального бюджета, процесса развития казначейства России.

При написании работы использованы материалы периодической печати и фактические материалы собранные при прохождении практики в отделении федерального казначейства по Дзержинскому району города Перми.

Необходимость создания федерального казначейства

Исполнение бюджета Российской Федерации и контроль за расходованием государственных средств в Российском государстве традиционно осуществлялись казначейскими органами. В Российской Федерации казначейство было учреждено после 1863 года, когда в составе мин фина был создан департамент государственного казначейства, в распоряжении которого находились местные органы — казенные палаты. В ведении казенных палат находились губернские и уездные казначейства, на них был возложен учет государственных издержек и отчетность по ним. Кассовые обороты бюджета сосредоточивались в главном казначействе. Все собранные казначейской системой доходы записывались на единый счет в Государственном банке. А после 1917 года исполнение бюджета осуществлялось созданными на основе казенных палат приходно-расходными кассами Наркомфина.

С середины 20-х годов функции казначейства были, в основном, переданы Госбанку. И до 1991 года Государственный банк СССР с его сетью банков на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов, затрат и остатков федерального бюджета.

Однако действовавшая в СССР система исполнения бюджета имела существенный недостаток. Она приводила к наращиванию инфляционных процессов в стране, так как финансирование издержек производилось без учета реально поступающих доходов и носило эмиссионный характер.

В начале проведения экономических реформ изменения в процессе исполнения федерального бюджета позволили решить главную задачу — ликвидировать практику автоматического и бесконтрольного кредитования центробанком бюджетного дефицита.

В то же время с углублением экономических преобразований и коренным изменением состояния всей экономики нашей страны в процессе исполнения бюджета появилось множество других не менее значительных недостатков.

Во-первых, развитие рыночных процессов в Российской экономике сопровождалось разрушением централизованной государственной банковской системы и образованием разрозненной массы частных банков. Центрбанк России сосредоточил усилия на вопросах компании денежно-кредитного обращения и значительно снизил приоритетность вопросов исполнения федерального бюджета: был серьезно ослаблен учет бюджетных средств. А частные банки на местах не только устранились от контроля за использованием государственных федеральных средств, но и заинтересованы в отсутствии такого контроля.

Во-вторых, наряду с этим, законодательное закрепление самостоятельности бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации освободило местные финансовые органы от обязательного контроля за правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета.

В третьих, в области исполнения федерального бюджета по выгодам порядок, который существовал ранее характеризовался не только низкой оперативностью зачисления на счета федерального бюджета, длительными задержками, неполнотой и расхождениями в информации представляемой центробанком, но также передачи отчислений от поступлений по федеральным налогам и выгодам в местные бюджеты.

Вытекающие из этого дискретность процесса финансирования затрат из федерального бюджета, а также невозможность составления полноценных прогнозов на краткосрочную и среднесрочную перспективу снижала эффективность бюджетного исполнения.

В четвертых, в сфере издержек федерального бюджета действующая система носила отпечаток предельно централизованной директивной экономики, поскольку допускала их формирование лишь на стадии платежа, то есть на стадии, когда маневрирования государственными финансовыми ресурсами уже практически упущена.

В пятых, постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых затратах и перечислении этих средств по назначению, а значит эффективно контролировать данные операции.

И в шестых, практически бесконтрольно осуществлялось использование средств многочисленных государственных внебюджетных фондов.

Утрата государственного контроля за поступлением и использованием средств федерального бюджета, отсутствие детального учета этих средств породило безответственное отношение к ним на всех уровнях, привело к ослаблению бюджетной дисциплины, а отсутствие объективной информации в условиях острой недостаточности бюджетных средств не позволяла перегруппировать финансовые ресурсы для наиболее рационального их использования в период осуществления рыночных преобразований в экономике.

Таким образом, действовавший механизм использования федеральных финансовых ресурсов слабо адаптирован к современным экономическим условиям, был не способен обеспечить прозрачность бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, отягощен многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых затрат и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях дефицита бюджета и создавал возможности их нецелевого использования.

Принципиально важно то, что с развитием рынка федеральный бюджет становится основным элементом, обеспечивающим управляемость экономикой. Значительный спад производства и высокий уровень инфляции требуют жесткого контроля за распределением и расходованием бюджетных средств. В то же время, в условиях, когда через бюджет перераспределяется около половины ВВП [17,3], неэффективные методы исполнения бюджета сами становятся генератором дестабилизирующих экономику факторов, и подлежат глубокой коррекции. Поэтому в данной ситуации возникла острая необходимость в проведении коренных преобразований в бюджетном процессе, то есть создании и внедрении новых более эффективных механизмов исполнения федерального бюджета.

Выбор редакции:  Как стать миллиардером юристу. Мечта или реальность

В этот период было принято решение о том, что потерю прежних рычагов управления средствами федерального бюджета на местах должно возместить создание федерального казначейства Указом президента России от 8 декабря 1992 года № 1556 был в принципиальном, а постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года № 865 в организационном плане решен вопрос о создании федерального казначейства в составе минфина России.

Указанные правовые акты положили начало воссозданию казначейской системы исполнения федерального бюджета. В процессе начавшегося ее формирования был решен ряд не только концептуальных, но и организационных, а также методологических вопросов. Тем не менее и сегодня часто можно услышать возражения против создания системы органов федерального казначейства.

Доводы тех экономистов, которые сомневаются в необходимости функционирования в нашей стране органов казначейства в основном сводятся к следующему:

утверждается, что создана еще одна, параллельная финансовым, банковским и налоговым органам система в составе федеральной исполнительной власти;

центр, таким образом грубо вмешивается в финансовые дела регионов, нарушая их законные права;

неудачно выбран момент формирования системы органов федерального казначейства — в стране огромный бюджетный дефицит, а правительство плодит чиновников;

из рук министерств и ведомств вырывается последний рычаг управления подведомственной сферой.

Следует более подробно рассмотреть вопрос обоснованности каждого из них и вопрос о необходимости создания органов федерального казначейства.

Во-первых, закономерный и оправданный процесс суверенизации центробанка предопределил необходимость выполнения какой-то иной системой функций по исполнению федерального бюджета. В этой роли могли бы выступать финансовые органы, но их фактическая подчиненность органам власти субъектов федерации, а также конституционно закрепленное разграничение сфер ведения между федерацией и ее субъектами в вопросах бюджета, перенесли центр тяжести их внимания на исполнение самостоятельных бюджетов. Все это не позволяет финотделам в полной мере осуществлять контроль правильным и целенаправленным использованием средств федерального бюджета.

Роль же налоговых органов в исполнении федерального бюджета в нынешней ситуации, при низкой налоговой дисциплине сводится в основном к задаче контроля за выполнением законодательства о налогах.

Осуществление межбюджетного распределения поступающих налогов и фактическое распоряжение доходными счетами федерального бюджета уходит на второй план. Это приводит к низкой оперативности зачисления доходов на счета федерального бюджета и передаче в местные бюджеты отчислений от федеральных налогов. Практически ни одна из вышеперечисленных структур не контролирует использование средств государственных ( федеральных ) внебюджетных фондов. Эта функция возложена на органы федерального казначейства и его территориальные отделения.

Во-вторых, фирма федерального казначейства не изменяет законодательно установленного распределения объема полномочий в области бюджета между федеральной властью и властью на уровне субъектов федерации. Реализуя свои функции федеральное казначейство не вторгается в сферу, лежащую за рамками интересов федерации. Именно то, что ответственность и полномочия в исполнении федерального бюджета распылены между многими разнородными структурами, а потому и реализуются неудовлетворительно, принято решение об фирмы единой системы органов федерального казначейства.

В-третьих, те средства, которые выделены в бюджете на покрытие издержек по компании казначейства, обернутся многократной отдачей за счет увеличения эффективности бюджетных затрат, появления возможности маневрирования бюджетными средствами в процессе исполнения бюджета, прекращения их нецелевого использования.

Так, например, на становление органов федерального казначейства по Приморскому краю в 1993-1994 годах было затрачено около 2 млрд. рублей. В ходе осуществления этими органами закрепленных за ними функций по исполнению бюджета возвращено в бюджет в виде санкций и штрафов почти 3,8 млрд. рублей.

И в-четвертых, бюджетные полномочия правительственных учреждений, отвечающих за те или иные сферы деятельности, никак не ущемляются с началом функционирования казначейства. Федеральное казначейство не только не претендует на их права по распоряжению средствами федерального бюджета, но напротив, способствует их полноценной и эффективной реализации. В действующих условиях значительная часть аппарата министерств и ведомств занята оформлением платежных документов на перечисление бюджетных средств элементам подведомственной системы, работой с банками по контролю за доведением этих средств по назначению. Формирование федерального казначейства и выполнение им этих функций, причем с лучшим качеством по оперативности и гарантированности доведения бюджетных средств по указанию все тех же министерств и ведомств, позволяет последним сосредоточиться на вопросах своей непосредственной деятельности. Следует отметить, что при этом объем распорядительных бюджетных прав министерств и ведомств не ущемлен, а управляемость, подконтрольность, защищенность бюджетных средств от несанкционированного использования многократно возрастает.

Таким образом, необходимость создания органов федерального казначейства связана с решением целого комплекса проблем:

1. Повышение эффективности использования бюджетных средств, появление возможностей маневрирования бюджетными средствами в процессе исполнения бюджета, прекращение их нерационального и нецелевого использования;

2. Повышение оперативности зачисления доходов на счета федерального бюджета;

3. Предоставление федеральным органам власти и управления оперативной и достоверной информации об исполнении бюджета;

4. Повышение оперативности контроля за процессом перечисления и использования бюджетных средств;

5. Достижение большей сбалансированности бюджета по выгодам и затратам и др.

Сегодня система федерального казначейства хотя еще и не сформирована полностью, но тем не менее уже приступила к выполнению своих функций. И первый опыт работы казначейских органов позволяет сделать вывод о положительном влиянии, оказываемом ими на ход бюджетного процесса. В частности, с началом работы органов казначейства территории стали получать более упорядоченную и понятную схему финансирования объектов, программ за счет федерального бюджета, при которой по всей вертикали средства физически не попадают на счета соответствующих распорядителей, а доводятся до конечных потребителей на основании распорядительных решений их вышестоящих органов через казначейские счета. Если раньше имели место случаи задержки зачисления средств предприятиям, организациям до 30 дней и более, то в настоящее время ассигнования доводятся потребителям федерального бюджета органами федерального казначейства в течении 1-2 дней после их поступления. За счет изменения схемы финансирования сокращено денежных трансакции, сократилась цепочка бюджетных счетов. Начиная с 1994 года используются такие специфические инструменты финансирования, как казначейские векселя, налоговые освобождения и казначейские обязательства. Там, где органы казначейства заменили налоговые инспекции по расщеплению налогов, регулирование доходных источников, учет доходов бюджета стали осуществляться не два раза в месяц, а практически ежедневно. А это означает, что финансовые ресурсы не попадают под влияние инфляции и каждый день поступают на счета бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Органами федерального казначейства принимаются административные и организационные меры по повышению бюджетной дисциплины. Сегодня уже существенно укреплен предварительный и текущий контроль за использованием бюджетных средств. Так за 1994 год органами федерального казначейства было осуществлено около 31 тысячи проверок банков и их филиалов, а также организаций и учреждений по вопросам своевременности зачисления средств налогоплательщиков в профит федерального бюджета и средств федерального бюджета на счета получателей, а также целевого использования этих средств. Выявлено 77 тысяч случаев нарушений на сумму 575,8 млрд. рублей. За допущенные нарушения предъявлены финансовые санкции на сумму 102,1 млрд. рублей. А с января по ноябрь 1995 года проведено свыше 31 тысячи проверок. И выявлено 125 тысяч фактов нарушений на общую сумму 1 трлн. рублей, предъявлено штрафных санкций на сумму 179,5 млрд. рублей. И эта работа только разворачивается.

В условиях кризиса банковской системы, казначейство аккумулирует средства федерального бюджета на своих счетах и выступает гарантом защиты этих средств от возможных негативных последствий этого кризиса.

Расширение объемов финансирования затрат через систему федерального казначейства поставило под жесткий ежедневный государственный контроль движение и целевое использование средств федерального бюджета, повысило их управляемость и защищенность.

Для того, чтобы предотвратить неконтролируемые колебания обменного курса национальной валюты казначейство в течение всего 1995 года обеспечивало относительную равномерность финансирования бюджетных издержек и максимальную децентрализацию бюджетных средств при осуществлении выплат.

Таким образом, решение о создании органов федерального казначейства является полностью обоснованным и своевременным. И сегодня следует ставить вопрос не о целесообразности деятельности казначейства, а о необходимости ускорения темпов создания его территориальных органов, формирования материально-технической базы, единой телекоммуникационной системы казначейских органов и повышении эффективности их работы на основе совершенствования отечественного и зарубежного опыта.

Структура, задачи и функции казначейства

Вся концепция создания казначейства в Российской Федерации сегодня основана на идее эволюционности и постепенности с тем, чтобы обеспечить включение в бюджетный процесс новой структуры максимально “мягким” образом. Это относится к распространенности казначейской системы исполнения бюджета в территориальном, отраслевом и функциональных аспектах.

За прошедшие 3 года, с момента принятия решения о создании органов федерального казначейства на центральном, региональном и территориальном уровне была проделана большая работа по формированию единой казначейской системы.

Первоначально на центральном уровне было создано Главное Управление федерального казначейства и осуществлена подготовка к переходу на новую систему финансирования. В организационном плане создан операционно-контрольный отдел, главная бухгалтерия по операциям федерального казначейства, отдел электронно-информационной поддержки, была создана и апробирована локальная компьютерная сеть, обеспечивающая учет перечисления средств с главного счета по издержкам федерального бюджета в разрезе разделов, глав и статей бюджетной классификации в автоматическом режиме.

Вместе с этим, параллельно, с первого квартала 1993 года началось создание территориальных органов казначейства. Однако, 1993 год был годом решения организационных проблем и технических вопросов по функционированию казначейства и его территориальные органы в этот период были сформированы лишь в нескольких регионах порядке проведения эксперимента. Основная работа по созданию территориальных органов казначейства стала осуществляться с начала 1994 года.

В начале 1994-1995 годах происходило планомерное увеличение территорий, охваченных казначейской системой. Этот процесс осуществлялся в соответствии с графиком формирования и развертывания казначейской системы в регионах России, который к началу 1996 года в основном объеме был выполнен.

Для наглядности рассмотрим порядок фактического перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета в территориальном и отраслевом аспекте в 1994 году: С 1.02.94 г. — на 10 территориях по 10 министерствам и ведомствам, с 1.05.94 г. — на 30 территориях по 20 министерствам и ведомствам, с 1.07.94 г. — на 51 территории по 30 министерствам и ведомствам, с 1.08.94 г. — на 51 территории по 40 министерствам и ведомствам, с 1.10.94 г. — на 51 территории по 50 министерствам и ведомствам, с 1.12.94 г. — на 59 территориях по 64 министерствам и ведомствам.

Таким образом, 1994-1995 годы стали для казначейства периодом, когда оно приобрело черты полномасштабной системы, органы которой распространены почти на всей территории России.

В целом к началу 1996 года к выполнению своих задач и функций на региональном уровне приступило 80 управлений федерального казначейства по субъектам России и на локальном уровне 2020 отделений федерального казначейства по районам и городам. При этом следует помнить, что административно-территориальных единиц в субъектах федерации 3833 и развертывание сети территориальных органов казначейства в настоящее время еще не закончено, оно активно продолжается с учетом возможностей создания межрайонных отделений.

На сегодняшний день за рамками казначейской системы остались шесть субъектов федерации: Республика Башкортостан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан, Ингушская Республика, Тюменская и Калининградская области. Здесь вопрос о создании органов казначейства пока не решен, несмотря на неоднократные предложения мин фина по созданию казначейских органов в этих регионах.

Система органов федерального казначейства представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической фирмы, где каждый уровень ( федеральный, региональный и локальный ) имеет свои задачи, функции и специфику.

К федеральному уровню относится Главное Управление федерального казначейства минфина России. Оно является органом управления всей казначейской системой и ему подчинены все нижестоящие территориальные органы казначейства.

Структура органов федерального казначейства

К региональному уровню относятся территориальные управления федерального казначейства, входящие в состав России республик, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Локальный уровень охватывает отделения федерального казначейства городов республиканского, краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского, краевого и областного подчинения ( за исключением городов районного подчинения ).

Органы казначейства имеют статус самостоятельной федеральной службы, являются юр. лицами, имеют самостоятельные сметы затрат и текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и печать со своим наименованием. Казначейство подчиняется Министру финансов России.

Территориальные органы казначейства подчиняются вышестоящему органу и руководителю казначейства — начальнику Главного Управления федерального казначейства мин фина России, который имеет ранг заместителя министра.

Главными задачами органов казначейства являются следующие:

— Компания, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его выгодами и затратами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

— регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных ( федеральных ) средств;

— осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных издержек;

— сбор, обработка, анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и представительным органам государственной власти и управления России отчетности об операциях правительства по федеральному бюджету;

— управление и обслуживание совместно с российским ЦБ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга России;

— разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, ведение учета государственной казны России;

В соответствии с возложенными задачами, казначейство выполняет множество разнообразных функций. Все выполняемые казначейством функции рассмотрим в разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции федерального, регионального и локального уровней казначейской системы различны и имеют свою специфику.

Особенность функций, возложенных на Главное Управление определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций. В соответствии с этим Главное Управление федерального казначейства: подготавливает проекты законодательных и иных нормативных актов, разрабатывает и утверждает методические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

Как центральный орган казначейства, Главное Управление получает, обобщает и анализирует отчеты территориальных органов казначейства о проделанной работе и представляет высшим органам государственной власти и управления отчетность о результатах исполнения федерального бюджета и состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

В целях улучшения компании исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета, Главное управление в своей работе активно взаимодействует с российским центральным банком, Государственной налоговой службой России и другими центральными органами государственной власти и управления. В частности совместно с центробанком оно принимает участие в разработке и реализации согласованной денежно-кредитной политики, обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов.

Из множества функций, выполняемых Главным управлением необходимо особо отметить следующую: осуществление управления выгодами и издержками федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках ( за исключением средств федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных средств ), а также осуществляет операции с этими средствами.

Специфика функций, возложенных на территориальные управления федерального казначейства определяется тем, что они являются промежуточным звеном казначейской системы. С одной стороны территориальные управления организуют работу подчиненных им отделений федерального казначейства на локальном уровне и выполняют некоторые функции свойственные Главному управлению, а с другой стороны сами находятся в подчинении у Главного управления и выполняют некоторые основные функции по непосредственному исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета, возложенные на территориальные отделения федерального казначейства.

Выбор редакции:  Как рассчитать бинарные опционы и правильно предсказать поведение цены

О первых, организационных, функциях мы уже говорили, поэтому особенно внимательно следует остановиться на рассмотрении последних. Для этого сгруппируем их по трем основным направлениям деятельности казначейства:

1. исполнение бюджета по выгодам;

2. исполнение бюджета по затратам;

3. Контроль за исполнением бюджета;

Территориальные органы казначейства на соответствующих территориях осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение федеральных внебюджетных фондов.

При исполнении федерального бюджета по выгодам, органы казначейства регионального и локального уровня также выполняют большую группу функций:

— ведут учет средств, поступающих в профит федерального бюджета по видам налогов и других платежей согласно классификации доходов бюджетов России;

— осуществляют распределение в установленных размерах налогов и других платежей между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами;

— обеспечивают по представлению государственных инспекций федеральной налоговой службы, на основании заключений формы 21, возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;

— обрабатывают, обобщают и анализируют всю информацию о поступающих выгодах в федеральный бюджет;

— на основе полученных данных о состоянии финансовых ресурсов и исполнении бюджета составляют краткосрочные прогнозы объемов поступлений в профит федерального бюджета;

При исполнении бюджета по издержкам органы казначейства ведут сводные реестры распорядителей бюджетных средств, в которых отражают всю необходимую информацию о финансируемых предприятиях, учреждениях, организациях: юридические адреса, телефонные аппараты их руководителей, номера текущих и бюджетных счетов, их назначение и многое другое. Учет ассигнований для открытого финансирования ведут на отдельных лицевых счетах по каждому распорядителю займа, главному разделу, подразделу, виду затрат и целевым статьям экономической классификации.

Территориальные органы казначейства выполняют операции со средствами федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и осуществляют финансирование издержек со счетов казначейства в учреждениях банков. Они доводят до получателей средств федерального бюджета лимиты финансирования. И обеспечивают в соответствии с доведенными до них Главным управлением федерального казначейства установленными размерами ассигнований целевое финансирование предприятий, учреждений, организаций. А также осуществляют постоянный ежедневный анализ исполнения федерального бюджета по затратам.

Другой важной функцией территориальных органов казначейства является осуществление краткосрочного прогнозирования и кассового планирования затрат федерального бюджета по соответствующим территориям. Так, они осуществляют прогнозирование и планирование на ближайший период, сумм издержек на финансирование отдельных федеральных целевых программ. Например, по выплате компенсаций и предоставлению льгот лицам, пострадавшим от радиоактивных воздействий при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО » Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, испытаний на Семипалатинском полигоне, делая расчеты на основании информации о льготах, компенсациях и количестве лиц, имеющих на это право.

Совместно с уполномоченными банками, территориальные органы казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного долга России. Курируют вопросы, связанные с государственными займами, казначейскими обязательствами и другими ценными бумагами. И выполняют поручения вышестоящего органа казначейства по финансированию внутреннего долга Российской Федерации.

Наряду с исполнением федерального бюджета по выгодам и издержкам территориальные органы казначейства выполняют контрольные функции. Это в первую очередь определяет важность казначейства как органа финансового контроля.

Основной упор в своей деятельности казначейство делает на текущий контроль за целевым использованием средств, выделяемых предприятиям, учреждениям, организациям на возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета. В частности, территориальные органы казначейства проводят анализ отчетов об исполнении затрат, которые ежемесячно представляются им всеми бюджетными учреждениями и организациями; проверяют правдивость отраженной в них информации, сверяя итоговые суммы отчетов с выписками банков по счетам этих учреждений и организаций, а также проводят различные проверки с непосредственным выходом на место. Круг проверок очень широк, он включает:

— проверки по фактам размещения бюджетных средств на депозитных счетах;

— проверки своевременности и полноты выплаты заработной платы, стипендий и других денежных выплат работникам данных учреждений и организаций;

— проверки целевого использования средств, выделенных на финансирование государственных капитальных вложений;

— проверки целевого использования средств краткосрочной финансовой поддержки, выделенных из федерального бюджета предприятиям и другие проверки.

В целях повышения оперативности зачисления доходов на счета бюджета и средств бюджета на счета получателей, на органы казначейства возложены функции по контролю за своевременностью совершения банками операций с бюджетными средствами. Они осуществляют проверки своевременности исполнения банками платежных поручений на перечисление налогов и других платежей в федеральный бюджет и зачисления бюджетных средств на счета получателей. Также могут проводить другие проверки по письменным указаниям вышестоящего органа казначейства.

При проведении проверок территориальные органы казначейства могут в случае обнаружения нарушений изымать всю, связанную с ними документацию. А при непредоставлении или отказе предъявить необходимую бухгалтерскую и финансовую документацию органы казначейства могут приостановить операции по счетам этих учреждений и организаций. Кроме того, органы казначейства в необходимых случаях осуществляют взыскание в бесспорном порядке с учреждений и организаций средств, используемых ими не по целевому назначению и налагают штрафы в размере, действовавшей в момент нарушения, учетной ставки центробанка. А также применяют штрафные санкции к банкам за несвоевременное совершение операций со средствами федерального бюджета.

В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы казначейства передают все материалы по ним правоохранительным органам и в необходимых случаях предъявляют иски в суд или Третейский суд.

В процессе выполнения по исполнению федерального бюджета и контролю за его исполнением, территориальные органы казначейства представляют своему вышестоящему органу полную оперативную и периодическую отчетность о проделанной работе; активно взаимодействуют с контрольно-ревизионными, налоговыми и финансовыми органами.

Таким образом из всего вышеизложенного можно сделать вывод, учетной ставкийство возложено большое количество функций. И что по мере развития его территориальных органов и освоения ими всех этих функций в полном объеме оно будет играть все большую роль в поддержании стабильности бюджетной системы и экономики Российской Федерации в целом.

Федеральное казначейство и процесс исполнения бюджета

Прежде чем приступить к рассмотрению данного вопроса необходимо остановиться на основополагающих теоретических моментах, характеризующих процесс исполнения бюджета.

Исполнение бюджета — это заключительная стадия бюджетного процесса, наступающая после утверждения бюджета на соответствующий бюджетный год. На ней обеспечивается полное по объемам и своевременное по срокам выполнение поступлений, предусмотренных доходов бюджета в целом и по каждому источнику и полное финансирование предприятий, учреждений, организаций и мероприятий в соответствии принятым бюджетом России.

Для исполнения бюджета важное значение имеет поквартальная разбивка, необходимая для учета особенностей отдельных кварталов года: сезонности поступлений, неравномерности расходования бюджетных средств и др.

Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджета, является роспись бюджета, то есть распределение доходов и издержек по подразделениям бюджетной классификации. Она составляется в соответствии с утвержденным бюджетом при необходимой детализации источников доходов и целевого направления затрат, с указанием годовых назначений и их поквартальным распределением. Бюджетная роспись служит оперативным планом исполнения бюджета, по которому осуществляется весь процесс финансирования предприятий, учреждений и организаций и контроль за ходом поступления доходов в бюджет.

Стадия исполнения бюджета включает кассовое исполнение бюджета. Под ним понимается компания и осуществление в процессе исполнения бюджета приема доходов, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение учета и отчетности.

Исполнение бюджета является функцией исполнительных органов власти. Правительство России организует исполнение федерального бюджета через министерство финансов и органы федерального казначейства. В исполнении бюджета участвуют предприятия, учреждения, фирмы и население, так как они имеют обязательства по платежам в бюджет или получают ассигнования из него.

Непосредственное исполнение федерального бюджета в основном объеме на сегодняшний день осуществляется органами федерального казначейства. За последние несколько лет, с момента начала создания казначейской системы в процессе исполнения бюджета произошли большие преобразования. В настоящее время они не закончены и продолжаются. Поэтому необходимо остановиться на рассмотрении процесса исполнения федерального бюджета с позиции той ситуации, в которой он находится на данный момент и тех изменений, которые вносятся в него в связи с переходом от банковской к казначейской системе исполнения федерального бюджета.

В наиболее общем виде с организационной точки зрения, казначейство берет на себя осуществление и учет всех операций со всеми государственными федеральными ресурсами, находящимися в ведении федерального Правительства. Казначейство при этом опосредствует осуществление операций с бюджетными средствами в безналичной форме.

Актуальной задачей, которую необходимо рассмотреть является совершенствование исполнения федерального бюджета по выгодам.

В настоящее время по всем регионам Российской Федерации осуществляется изменение порядка расщепления регулирующих налоговых поступлений. Старый порядок расщепления ( на уровне налогоплательщика ), страдающий неточностью и низкой оперативностью заменяется на новый, когда расщепление производится органами казначейства, более точный и оперативный.

При достижении определенного этапа в развитии казначейских органов, от налоговых органов им передаются 100 счета по выгодам федерального бюджета и открываются дополнительно 090 счета, которые используются для зачисления сумм регулирующих налогов, подлежащих расщеплению и распределению между различными уровнями бюджетной системы..

Изменяется порядок учета налогов и других платежей, поступающих на доходные счета федерального бюджета. Функции по учету доходов передаются органам казначейства, которые начинают вести детальный учет доходов по видам налогов в соответствии с подразделениями бюджетной классификации.

Также от налоговых органов и учреждений центробанка к органам казначейства передаются все другие функции по исполнению доходной части федерального бюджета.

Также актуальной является задача совершенствования исполнения расходной части бюджета.

С организационной точки зрения в настоящее время обеспечен принцип «единства кассы» в отношении всех федеральных средств. Все платежи из бюджета осуществляются с единого ( главного ) счета Главного управления федерального казначейства или в случае получения соответствующих распоряжений Главного управления, с расходных счетов территориальных управлений за счет совершения ими операций по перечислению доходов на финансирование издержек федерального бюджета. И доводятся в основной своей массе до конкретных получателей через счета территориальных органов казначейства ( сегодня действует еще и старая схема финансирования). Такой механизм перечисления средств непосредственным их потребителям в регионах практически страхует валютный рынок Форекс страны от резких выбросов свободной рублевой массы.

Все счета территориальных органов казначейства, опосредствующие движение средств федерального бюджета, открытые в банковской системе, являются транзитными, то есть не имеют переходящих остатков.

В настоящее время в регионах, где казначейские органы особенно развиты, осуществляется закрытие счетов бюджетных единиц в банках и открытие их в системе казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные ( текущие ) счета хозяйствующих субъектов, выполняющих работы или оказывающих услуги для бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.

Казначейство, опираясь на центрбанк и его систему, тем не менее освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием.

Другим важным элементом нового порядка финансирования бюджетных затрат является внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии бюджетного и финансового исполнения бюджета.

До недавнего времени документально и информационно фиксировались лишь две стадии: первая — объем бюджетных назначений и последняя — сумма фактических платежей.

Реально же процесс исполнения бюджета гораздо более детализирован. На уровне бюджетной единицы или распорядителя средств (конечного приобретателя бюджетных средств) достаточно четко прослеживаются следующие этапы:

— доведение объемов бюджетных назначений;

— доведение гарантированных лимитов финансирования ( исходя из степени реальной обеспеченности издержек источниками финансирования ), в пределах которых бюджетная единица ( распорядитель средств ) приобретает право принимать на себя финансовые обязательства по выплате денежного содержания и договоров с поставщиками и подрядчиками;

— объемы фактически заключенных соглашений ( в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам );

— объемы произведенных авансовых платежей по заключенным договорам ( специфика современной хозяйственной жизни );

— сумма счетов, предъявляемых к оплате и объемы других необходимых выплат (денежное содержание персонала и т.п. );

— сумма средств, причитающаяся к выплате после проверки обоснованности предъявленных счетов-фактур, подтверждения оприходования товарно-материальных ценностей и объемов выполненных работ, начисления заработной платы и других видов денежного содержания;

— сумма фактического перечисления бюджетных средств со счета ( списание по бюджету, адекватное кассовому издержке ).

КАЗНАЧЕЙСТВО

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «КАЗНАЧЕЙСТВО» в других словарях:

Казначейство — в ряде стран государственный финансовый орган, ведающий кассовым исполнением бюджета. Кроме того, казначейство организует взимание налогов, сборов, выпускает казначейские билеты. По английски: Treasury Синонимы английские: Exchequer См. также:… … Финансовый словарь

КАЗНАЧЕЙСТВО — (Treasury) В Великобритании – министерство финансов. Казначейство Ее Величества возглавляется канцлером Казначейства. Оно несет ответственность за сбор налогов и подготовку бюджета, осуществляет контроль за правительственными расходами,… … Экономический словарь

КАЗНАЧЕЙСТВО — КАЗНАЧЕЙСТВО, казначейства, ср. (офиц. дорев.). Место хранения, приема и выдачи государственных сумм. Губернское казначейство. Уездное казначейство. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КАЗНАЧЕЙСТВО — в ряде стран (США, Великобритания, Франция) государственный финансовый орган, ведающий кассовым исполнением бюджета. Казначейство также организует взимание налогов, сборов, выпускает казначейские билеты … Большой Энциклопедический словарь

Казначейство — в ряде стран (США, Великобритания, Франция, Россия) государственный финансовый орган, ведающий кассовым исполнением бюджета. Казначейство также организует взимание налогов, сборов, выпускает казначейские билеты. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

Казначейство — (Exchequer), в прошлом правит, орган в Англии, ведавший финансами. Нормандцы создали два таких учреждения. Одно из них, казна (Treasury), ведало сбором и выплатой денег по поручению монарха. Др. казначейство (Exchequer) состояло, в свою очередь,… … Всемирная история

казначейство — Министерство финансов или специальный государственный финансовый орган, в функции которого входят составление проекта государственного бюджета и его исполнение, управление государственным долгом, а также эмиссия государственных ценных бумаг.… … Справочник технического переводчика

Казначейство — (англ. treasury) финансовый орган в ряде стран, ведающий кассовым исполнением бюджета, взиманием гос ных налогов, сборов, выпуском казначейских обязательств. В России до 1863 г. каждое министерство имело свое К., которое собирало … Энциклопедия права

КАЗНАЧЕЙСТВО — в ряде стран (США, Великобритания, Франция и др.) государственный финансовый орган, ведающий кассовым исполнением бюджета. К. тж. организует взимание налогов, сборов, выпускает казначейские билеты. тж. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО … Юридическая энциклопедия

Казначейство — Министерство финансов или государственный орган, занимающийся составлением и исполнением государственного бюджета, управлением государственным долгом, эмиссией государственных ценных бумаг. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Юридический словарь

Наверное, нет ни одного человека, который бы не сталкивался с далеко не всегда понятной юридической терминологией, применяемой в документах или литературе. И в этом случае на помощь может придти толковый юридический словарь.

Ответ на многие вопросы можно найти здесь, в нашем юридическом словаре. Но очень большая просьба не забывать, что определения и понятия, данные в этом словаре юридических терминов, не претендуют на уникальность, полноту и точность. Они лишь призваны помочь получить общее представление о том или ином термине.

Словарь прекрасно подойдёт для учащихся юридических и экономических вузов, предпринимателей, депутатов всех уровней, сотрудников правоохранительных органов и других государственных служащих, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами права.

Статьи словаря расположены в алфавитном порядке и содержат необходимые сведение по тому или иному термину.

Эти брокеры бинарных опционов дают бонусы за регистрацию счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Самый прибыльный, честный и надежный брокер бинарных опционов!
    Бесплатное обучение и демо-счет на любую валюту!
    Заберите свой денежный бонус за регистрацию:

Добавить комментарий